Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические аспекты экосистем современного бизнеса
Аннотация. Важность исследования проистекает из разработки концепции бизнес-экосистем ввиду растущего влияния экономических исследований, связанных с сотрудничеством и коооперацией. В этом контексте данная статья направлена на выявление основных характеристик бизнес-экосистем, их влияние в современной экономической теории и анализ функции бизнес-экосистем в национальной экономике. Ведущим подходом к изучению этой проблемы является непрерывное рассмотрение истории бизнес-экосистем, разработка концепции, описание основных характеристик, их преимуществ и недостатков, позволяющих всесторонне рассмотреть возможности использования бизнес-экосистем в современной экономике, а также влияние на них экономических факторов. В статье представлены характеристики бизнес-экосистем, основы исследования бизнес-экосистем в современной экономике, преимущества и недостатки бизнес-экосистем, как неотъемлемой части стратегии взаимодействия экономических факторов, представлены возможности для дальнейшего развития концепции бизнес-экосистем в национальной экономике, определено влияние экономических факторов. Систематически рассмотрена концепция бизнес-экосистемы, начиная с исторического аспекта ее появления, уделяя особое внимание отличительным характеристикам экосистемы и стадиям ее жизненного цикла, прежде чем определить ее преимущества и недостатки как формы организации виртуального бизнеса. Раскрывается принципиальное отличие бизнес-экосистемы как новой организационно-экономической формы, заключающееся в усложнении ее структуры по сравнению с виртуальной организацией бизнеса (в частности, сетью) за счет добавления и учета связей с внешней средой. Также представлены результаты научного обзора зарубежных и отечественных исследований, основанных на теоретической концепции "бизнес-экосистем". Выделены направления современных российских исследований, расширена сфера применения методического подхода с учетом пространственной иерархии экосистем, особое внимание уделено рассмотрению отдельных элементов в их структуре. Представлена авторская позиция относительно взаимосвязи понятий экосистемы "инновация" и "предпринимательство. Предпринята попытка решить методологические проблемы идентификации экосистем как бизнес-моделей, выявлены их уникальные особенности и инновационный потенциал, дана классификация, определена методологическая природа экосистемных бизнес-моделей и описан процесс их расширения на основе проектного подхода. Материал статьи представляет практическую ценность для научных работников и аспирантов в области экономики и менеджмента.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для компаний, стремящихся к стабильному росту, важным фактором является отслеживание современных тенденций. Сейчас отдельным организациям практически невозможно самостоятельно конкурировать с экосистемами современного бизнеса, которые быстро расширяются, внедряют новые инновации, накапливают дополнительные ресурсы.
Компании вынуждены либо присоединиться к существующим гигантам, либо создать новую экосистему вокруг себя, либо покинуть рынок. Направление развития экосистемы значительно изменило взгляды на такие концепции, как конкуренция, качество обслуживания клиентов и бизнес-инновации. Их происхождение связано с изменениями во многих областях, а также с появлением определенных трудностей и опасностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева А. М., Толстых Т. О. Экосистемная модель развития предприятий в условиях цифровизации // Т. О. Толстых, А. М. Агаева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 1 (33). – C. 37–49. – DOI 10.21685/2227-8486-2020-1-3.
2. Дорошенко С. В., Шеломенцев А. Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории, 2017. №4. С. 212-221
3. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: материалы Второй конференции Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН (Москва, 12 января 2018 г.). Вып. 2 Москва: ЦЭМИ РАН, 2018. – С. 125-141
4. Матковская Я.С. Экосистемные бизнес-модели: методологические проблемы идентификации и некоторые методы описания процессов их масштабирования // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2021). Труды Четырнадцатой международной конференции Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2021. – С. 151-158 (определение экосистем, 152)
5. Метс Т., Трабская Ю. Экосистема как источник предпринимательских возможностей // Foresight and STI Governance, vol. 13, no 4, pp. 10–22. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.10.22
6. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. Т. 11, №4. С. 16–28. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-2
7. Стаценко В.В., Бычкова И.И. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей // Индустриальная экономика, 2021 № 1 С. 45-61
8. Хорева Л.В., Белых А.Л., Шраер А.В. Экосистема как инновационная форма сетевой межфирменной кооперации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования, 2019. № 6. (52) С. 48-53
9. Чаркин Е.И. Стратегия цифровой трансформации и программа развития информационных технологий ОАО «РЖД» до 2025 года // ОАО «Российские железные дороги». URL: Стратегия цифровой трансформации РЖД (tadviser.ru) (дата обращения: 29.11.2022)