Фрагмент для ознакомления
2
Технология геймификации в педагогике: возможности обучения
Аннотация. Данная статья рассматривает технологию геймификации в педагогике как эффективный инструмент обучения. Она описывает основные принципы и методы геймификации, а также приводит примеры успешного применения данной технологии в образовательном процессе.
Ключевые слова: геймификация, педагогика, обучение, технологии, мотивация, игровой подход.
Актуальность темы заключается в том, что современные обучающиеся привыкли к интерактивным и игровым форматам обучения благодаря насыщенной информационной среде и доступу к различным технологиям. Геймификация, как метод, позволяет сделать учебный процесс более увлекательным, мотивирующим и интересным для студентов. Она способствует развитию креативности, критического мышления, командной работы, а также повышает уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс.
Внешние и внутренние вызовы цифрового мира, индустрия 4.0, Вука-мир, цифровая экономика, обучение и воспитание детей поколений Z и Альфа, изменение формата обучения в связи с пандемией, ситуация высокой неопределенности ставят новую задачу изменения перед системой образования [1].
Геймификация идеально подходит для современного обучения, так как она позволяет персонализировать образование, подстраивая его под потребности каждого конкретного ученика. Этот метод стимулирует учащихся к самостоятельному поиску знаний, активному участию в уроках, что в конечном итоге способствует повышению результативности обучения.
Геймификация – это подход, который позволяет применять игровые элементы и принципы в образовательном процессе с целью улучшения мотивации студентов и повышения эффективности обучения. Эта технология все более активно используется в педагогике, так как позволяет сделать учебный процесс более интерактивным, увлекательным и стимулирующим для учащихся.
В отечественной педагогике теорией игры и ее методологическими основами, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого занимались А. Н. Леонтьев, В. Д. Пономарев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, М. И. Махмутов, Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др. [5]. Термин «gamification» - «геймификация», впервые использованный в 2002 г. Н. Пеллингом (Nick Pelling), американским программистом и изобретателем, в отечественной педагогике относительно новое понятие, к 2010 г. стало популярным, а сегодня уже уверенно звучит во многих областях человеческой деятельности [2].
Геймификация превращает скучные задания в увлекательные, нелюбимые занятия становятся желанными, а сложные задачи кажутся легкими. Существует множество определений геймификации, которые не противоречат друг другу, а дополняются. В общем, геймификация — это использование методик из мира компьютерных игр в реальных ситуациях. Они могут быть применены в разных областях, но особенно эффективны в образовании, где используются видеоигры и веб-приложения для усовершенствования обучения.
Эффективное применение геймификации в образовании позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и активизировать учащихся. «Вместо пассивного участия в уроках, школьники будут вовлечены в обучение через интерактивное взаимодействие с учителем и сверстниками, так как в геймификации обязательно присутствуют нижеперечисленные элементы:
1. Динамика: урок представляет собой историю с продуманным сюжетом, который будет развиваться в зависимости от решений, принимаемых учениками. Ощущение причастности ко всем происходящим в истории поворотам не позволит даже самому тихому и скромному ребенку остаться в стороне.
2. Мотивация: поскольку в ходе такой игры дети будут приобретать новые навыки, каждое следующее задание должно быть сложнее предыдущего. В противном случае интерес к игре будет потерян.
3. Взаимодействие: ученикам необходимо постоянно получать обратную связь от своих одноклассников и преподавателя, чтобы корректировать свои действия и исправлять возникающие ошибки» [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Александра Захаровна, Соломонова Галина Сергеевна, Аетдинова Расуля Рифкатовна ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Педагогика. Психология. Философия. 2021. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii-3
2. Орлова, О. В. Геймификация как способ организации обучения / О. В. Орлова, В. Н. Титова. - Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2015. - № 9 (162).
3. Попова Татьяна Валерьевна, Ермакова Ольга Евгеньевна, Долгова Анна Анатольевна, Черных Наталия Александровна ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-riski-vnedreniya-geymifikatsii-v-sovremennom-obrazovanii
4. Снопок, М. А. Геймификация как тренд в системе образования / М. А. Снопок, А. Ю. Жеглов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3575/
5. Солодовникова, О. М. Формирование компетенций элитного технического специалиста / О. М. Солодовникова, О. М. Замятина, П. И. Мозгалева, М. В. Лычаева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - C. 65-71.
6. Суворкина, Ж. А. Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников / Ж. А. Суворкина, А. С. Суворкин, А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 526-527. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69565/