Фрагмент для ознакомления
2
Модернизация отечественной системы образования на текущем этапе исторического развития государства, необходимость создания в условиях развития и внедрения продуктов цифровизации в жизнь общества эффективных образовательных моделей, все это вызывает необходимость обратиться к изучению состояния образовательной политики в период ее становления на заре советской власти. Изменяемая социально-историческим процессом образовательная политика развивается согласно объективным условиями существования государства, ее нуждами в необходимом образовательно-культурном уровне населения, а также в связи с задачами формирования и развития интеллектуального потенциала общества.
Поэтому внимание к отдельным аспектам реализации образовательной политики молодого Советского государства, которое в последствии смогло установить признанный во всем мире высокий уровень стандартов образования и просвещения, представляется актуальным и в теоретическом, и в практическом плане. Для этого рассмотрим в качестве примера финансовое состояние Санкт-Петербургского аграрного института после революции 1917 года.
Сначала стоит кратко коснуться истории образования этого учебного заведения. Основой, на которой впоследствии был создан Санкт-Петербургский государственный аграрный институт, были женские сельскохозяйственные курсы, открытые 8 сентября 1904 г.[5]. Такой формат образования для женщин появился благодаря инициативе Ивана Александровича Стебута (1833 — 1923)[5], стоявшего у истоков отечественного земледелия, выдающегося ученого и общественного деятеля, профессора бывшей Петровской сельскохозяйственной академии. Несмотря на научный и общественный авторитет И.А. Стебута, на реализацию идеи ушло почти 10 лет. Уже позже, признавая заслуги ученого в организации женского сельскохозяйственного образования и активную общественную деятельность, государство присвоило женским сельскохозяйственным курсам название Стебутовских.
Программа обучения на курсах постепенно развивалась и вскоре, 26 сентября 1906 года[5] на Каменном острове открылись новые курсы. Официально их стали называть Петербургскими сельскохозяйственными курсами (по прошествии времени - Каменноостровскими). Программа обучения была направлена на получение практических знаний в сельском хозяйстве, выпуская при этом к 1913 году до 1400 человек: «агрономов, зоотехников, землеустроителей, организаторов и распорядителей сельских хозяйств и сельскохозяйственной статистики.»[5].
Но и Стебутовских, и новых Каменноостровских сельскохозяйственных курсов для Петербурга было мало. И тогда, чтобы привлечь желающих учиться в удобное для них время, в 1908 году начали работу Вечерние агрономические курсы Общества народных университетов[4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балицкий И. И. Образовательная политика России в конце 1917-1920 гг. - [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-rossii-v-kontse-1917-1920-gg(дата обращения: 24.04.2024)
2. Высшее сельскохозяйственное образование в Петрограде — Ленинграде в 1917 — начале 1920-х гг. (страницы революционной истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета) // Проблемы и базовые принципы укрепления суверенитета России. Коллективная монография / под ред. М.А. Арефьева, В.Л. Обухова, М.В. Величко. — СПб: СПбГАУ, 2017. — 474 с.
3. Высшие учебные заведения // Архивы Санкт-Петербурга. – [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-narodnogo-obrazovaniya-v-imperatorskoy-rossii (дата обращения: 24.04.2024)
4. Законы о вузах 1918-1920 гг. // Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина. – [Режим доступа]:https://музейреформ.рф/node/13755 (дата обращения: 24.04.2024)
5. История // Санкт-Петербургский аграрный университет [Официальный сайт]. – [Режим доступа]: https://spbgau.ru/life/history/ (дата обращения: 23.04.2024)
6. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (1918-1930, 1934 гг. - по наст. Время) // Архивы Санкт-Петербурга. – [Режим доступа]: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/guide/159/80857 (дата обращения: 23.04.2024)
7. Развитие образования, просвещения и науки в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы. // Отечественная история. Пособие НГЛУ – [Режим доступа]: https://studfile.net/preview/6264963/page:58/ (дата обращения: 23.04.2024)
8. Рахманин В.С. Великая Октябрьская революция 1917 года и высшее образование в России // Вестник ВГУ. – 2017. – №4. – С. 118–127
9. Ходоровский И. На фронте просвещения. Статьи и речи. М. - Л.: Государственное изд-во РСФСР, 1926.