Фрагмент для ознакомления
2
Необходимость формирования функциональной грамотности у школьников не вызывает сомнений у педагогов. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных технологий технологий и средств обучения [5]. В настоящее время исследователи в области педагогики и психологии много времени посвящают проблеме формирования функциональной грамотности учеников.
Под функциональной грамотностью понимают способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности [7].
Такого рода формулировка созвучна понятию функциональной грамотности, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA. Оно занимается исследованием функциональной грамотности 15-летних школьников. При этом нормативно функциональная грамотность школьников является важным показателем качества современного образования в любой образовательной области.
А.Л. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с. 19].
Вопрос по отношению к школьникам, которые принимают участие в сравнительных исследованиях PISA, звучит следующим образом: обладают ли они необходимыми умениями и навыками, которые необходимы им для полноценного функционирования в обществе.
В таких исследованиях оценивают способность учеников использовать полученные знания, умения и навыки для решения разных жизненных задач. К основным направлениям исследования относят следующие:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
Каждое задание PISA состоит из отдельного текста, в котором описывается ситуация жизненного характера. Текст содержит от одного до шести заданий различного уровня сложности. Выполняя задание, ученик должен показать, что ему понятна проблема, которая содержится в том, или ином задании. Проблема, как правило, лежит вне рамок рассматриваемой предметной области и вне изучаемого учебного материала [9].
Функциональная грамотность субъектов в целом, с течением времени стала важнейшим индикатором общественного благополучия. Функциональная грамотность школьников продолжает оставаться важным показателем качества современного образования.
Каждое формируемое знание предполагает наличие у школьника сформированных умений и навыков, которые являются показателем того, что он полученные знания усвоил. Но чисто академических знаний сегодня человеку недостаточно. Акцент сделан на то, чтобы показать, каким именно образом все эти знания применяются на практике и насколько ученик способен самостоятельно эти знания применять.
В условиях требований ФГОС СОО современные педагоги готовы к развитию функциональной грамотности школьников. При этом, важно показать положительную динамику процесса овладение функциональной грамотностью школьником, то есть, постоянно улучшать результаты по всем направлениям функциональной грамотности предыдущих периодов.
Все эти процессы во многом зависят от профессиональной компетентности учителей. Педагоги практики отмечают, что в вопросе формирования функциональной грамотности необходимо выделять два направления:
1. Ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
2. Дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Это можно рассмотреть на примере формирования читательской грамотности, которая являлась основным направлением в исследованиях PISA. В ФГОС читательская грамотность или смысловое чтение рассматриваются как важнейший метапредметный результат обучения.
Метапредметные результаты обучения сегодня регламентированы требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени и формируются метапредметные результаты при изучении различных предметных областей, в том числе при изучении предмета химия [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алхимик. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию /
http://www.alhimik.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
2. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
3. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
4. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
5. Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
6. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 07.04.2024).
7. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 144 с.
8. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 07.04.2024).
9. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
10. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
12. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2019. - №2.4- С. 45-49.
13. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
14.Химия и жизнь. Научно-популярный журнал/ http://www.hij.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
15. Чернышева, Л.И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 289 с.