Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена тем, что творчество Франца Верфеля является широким полем для исследования за счет необычности построения текстов и широты отраженного в них мышления. Своеобразие индивидуального стиля поэта и малая изученность его творчества представляет интерес для исследования. Еще менее изученная часть его творчества – это музыкальность стихотворений.
Франц Верфель (1890 – 1945) – один из родоначальников австрийского экспрессионизма, поэт, драматург. В 40-е годы ему даже удалось проявить себя в роли сценариста, а по двум его книгам вышли фильмы («Хуарес» и «Песнь Бернадетты»).
Среди самых известных произведений Верфеля — сборники стихов «Друг мира» (Der Weltfreund, 1911) и «Мы есть» (Wir sind, 1913), пьесы «Зеркальный человек» (Spiegelmensch, 1919-1920) и «Хуарес и Максимилиан» (Juarez und Мaximilian, 1924), романы «Барбара, или благочестие» (Barbara oder die Frömmigkeit, 1929), «Сорок дней Муса-Дага» (Die vierzig Tage des Musa Dagh, 1933), «Песнь о Бернадетте» (Das Lied der Bernadette, 1941).
Значительное место в своем творчестве Ф. Верфель уделял музыке, так как был ее большим знатоком. «Музыка для него была непосредственной, воодушевляющей силой, которая находила отклик в душе человека , становилась основой его мироощущения» .
Как отмечает российская исследовательница Н.В. Пестова, поэту были присущи «грустный и плавный, почти элегический тон, некоторая задумчивость и неторопливость в сочетании с обезоруживающей откровенностью при обращении к читателю» .
В этом настроении был опубликован первый сборник стихотворений «Друг мира» («Der Weltfreund», 1911). Ф. Верфель в сборнике обратился к читателю со словами: «Мое единственное желание, о человек, быть с тобой в родстве, будь ты негром, акробатом, ребенком, мое единственное желание быть с вами».
В сборнике поэт поднял проблему крушения межличностных отношений и хаоса внутреннего мира. Возможно, это было предчувствием первой мировой войны, где будет разрушено все человеческое. Поэтому можно отметить, что для поэта характерно обращение к читателю с определенным призывом.
Проанализировав творчество Ф. Верфеля стоит отметить его обращение к цикличности истории. Примечательно, что в своих произведениях поэт возлагает ответственность за происходящие события (революции, восстания и т.д.) не на представителей власти или каких-то героев, а на обычных людей. Отчасти можно сказать, что поэт пытается даровать божественной силой простого человека. Он обращается к человеку, подчеркивая его способность вникнуть в мироздание и повлиять на ход событий. В целом, эта особенность вновь подчеркивает стремление Ф. Верфеля обратиться к человечеству в своем творчестве.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Камаева А. Образ смерти в поэзии Франца Верфеля.
2. Никифоров В. Н. Франц Верфель. История австрийской литературы XX века: в 2 т. – М. : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2009 – Т. 1 – С. 328–351.
3. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Екатеринбург, 2002 – 463 с.
4. Пирумова М.Б. О творческом пути Франца Верфеля. Историко-филологический журнал, 1967 – C. 297-302.
5. Рудницкий М. Л. История немецкой литературы: – М.: Наука, 1962–1976. – Т. 5 – С. 237–252.
6. Keller, E. Franz Werfel: sein Bild des Menschen Text. / E. Keller. Arau : Keller, 1958. - 120 S.
7. Paulsen, W. Franz Werfel. Sein Weg in den Roman Text. / W. Paulsen. -Tubingen : A. Franke, 1995. -293 S. ISBN 3-7720-2147-6.
8. Jungk P. S. Franz Werfel: A life in Prague, Vienna, and Hollywood. N. Y., 1990.
9. Wagener H. Understanding Franz Werfel. Columbia: University of South Carolina Press, 1993.
10. Zahn, L. Franz Werfel Text. / L. Zahn. Berlin : Colloquium Verlag Otto H. Hess, 1966.-94 S.