Фрагмент для ознакомления
2
Результаты. Направлениями государственной поддержки производства сои в 2018-2023 гг. были: субсидирование элитного семеноводства; стимулирование увеличения производства масличных культур. Если сопоставить объёмы государственной поддержки производителей сои с объёмами ее производства сои и рентабельностью производства, то увидим, что государственная поддержка оказывает минимальное влияние как на прирост объемов производства, так и на рентабельность производства. Государственная поддержка на 1 га уборочной площади дифференцирована по годам и составляет от 0,8 до 1107,7 руб./га. Из вышеизложенного следует, что направления государственной поддержки производителей сои недостаточно эффективны и не оказывают значимого влияния на наращивание объемов ее производства и рентабельность производства. Очевидно, что в этой связи необходим пересмотр направлений и механизмов государственной поддержки, которые должны, по – нашему мнению, быть сосредоточены в области регулирования цен на сою и компенсацию стоимости приобретаемых материально – технических ресурсов. Объем компенсации стоимости материально – технических ресурсов, приобретаемых для производства сои должен определяться с учетом паритетности отношений, т.е. объем компенсации должен выравнивать паритет. С учетом государственной поддержки темпы роста цен на сою должны быть равны темпам роста на материально-технические ресурсы.
В структуре затрат на производство сои значительную долю занимают: средства защиты растений, семена, амортизация, минеральные удобрения, прочие затраты (табл. 2.13).
Доля затрат на средства защиты растений в себестоимости сои составляет от 20,73% в 2021 г. до 23,3% в 2022 году. Аналогичная ситуация складывается и в отношении семян, значительная часть которых в России, зарубежной селекции. Доля затрат на семена в расходах составляет от 8,88% в 2022 г. до 14,28% в 2018 году.
В структуре затрат на производство сои в сельскохозяйственных организациях Тамбовкой области значительную, но стабильную долю занимает амортизация, что связано с приобретением дорогостоящей импортной и дорожающей отечественной техники. Доля амортизации в структуре затрат на производство сои составляет примерно 12%. Аналогичная ситуация складывается и по минеральным удобрениям. Их доля в структуре затрат на производство составляет примерно 10%.
С 2018 по 2023 год затраты на производство сои увеличились с 2,7 до 7,2 млрд руб., т.е. почти в 2,7 раза, в том числе за счет увеличения убранной площади в 1,7 раза. Оставшееся двукратное увеличение связано с изменением цен на материально-технические ресурсы, оплату труда и другие виды затрат.
Темпы роста реализационных цен на сою превышали темпы рост себестоимости с 2019 по 2021 годы (рис. 2.13). В эти годы увеличение стоимости материально – технических ресурсов, используемых при производстве сои, не оказывало негативного влияния на рентабельность ее производства. Она составила соответственно 62,4; 119,1 и 52,7%. В части снижения доходности и рентабельности производства сои особенно наглядны 2022 и 2023 годы.
В 2022 г. темпы роста на 1 га составил: по семенам 8,32%, минеральным удобрениям 9,65%, средствам защиты растений 29,5%, энергии 42,9%, нефтепродуктам 7,91%, содержанию основных средств 12,06%, амортизации 44,5% (табл. 2.14). Общий прирост затрат на производство сои к 2021 г. составил 15,22%.