Фрагмент для ознакомления
2
Д. М. Рогозин связывает низкий процент включенности пожилых людей с двумя основными факторами:
первый связан с методической неготовностью образовательных организаций обучать пожилых людей, где существует потребность в разработке специализированных адаптированных программ и подготовки соответствующих кадров из профессорско-преподавательского состава и группы студентов.
отсутствие желание у самих пенсионеров развиваться и погружать в информационную среду.
Несмотря на это, во многих крупных городах России медленными темпами начинают реализовываться образовательные проекты для пожилых людей, где лица третьего возраста проходят полноценное обучение.
Новизна исследования заключается в анализе и разработке реновационного социального проекта, направленного на вовлечение пожилых людей в образовательный процесс по информационной грамотности.
Цели исследования – решение проблемы цифрового неравенства, запросов старшего поколения в части повышения информационной грамотности пожилых людей при помощи социального проектирования.
Задачи исследования:
осуществить теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования посредством анализа существующих проектов, направленных на повышение информационной грамотности пожилых людей;
осуществить эмпирическое исследование по проблеме исследования;
разработать предложения по реновации образовательного проекта «В ногу со временем».
Обзор источников. Для подкрепления актуальности проблемы исследования нами был проведён теоретико – методологический анализ источников учёных – современников, в чьих научных изысканиях так или иначе затронут проблемный вопрос повышения информационной грамотности пожилых людей и цифрового неравенства. Все используемые источники, для систематизации обзора, разделены нами на несколько тематических категорий:
1) Вопросы теории и методики информационной грамотности пожилых людей Ф. Н. Алипханова говорит о том, что повышение информационной грамотности пожилых людей может осуществляться в пределах обучения пенсионеров получать новые ЗУНы, связанных с новыми инновационными технологиями, что связано с умением пользоваться компьютерной техникой, персональным компьютером, чтобы облегчить пенсионерам доступ к информации. Х. Х. Джовтханова в своих научных изысканиях предлагает формы и методы повышения информационной грамотности пожилых людей. Среди них автор выделяет комплексные и интегрированные формы, лекционные и практические занятия. Е. В. Дьячкова исследует актуальные проблемы сформированности информационно-цифровой компетентности лиц пожилого возраста. Одной из ключевых проблем автор указывает тот факт, что у «преобладающего большинства пожилых людей на предыдущих возрастных этапах практически отсутствовал опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий. Их профессиональная и повседневная деятельность проходила вне взаимодействия с информационно-цифровыми ресурсами» .
2) Социально – культурные технологии повышения информационной грамотности пожилых людей. Д. С. Замятина предлагает к апробации социальный проект «На связи», который направлен на решение проблем цифрового неравенства. О. А. Кашинцева, рассматривая подходы к обучению информационной грамотности людей старшего поколения с применением структурных модулей, внедрила образовательный модуль «Серебянный возраст», посредством которого отчасти была решена проблема информационной грамотности. Н. Б. Москвина излагает новые возможности в части обучения лиц пожилого возраста информационной грамотности. Одно из инноваций автор предлагает включать в качестве волонтёров в образовательные проекты пенсионеров – волонтёров, уже освоивших образовательный курс и обладающих сформированными навыками и компетенциями.
Фрагмент для ознакомления
3
«Азбука интернета» — обучение старшего поколения компьютерной грамотности//РостелекомURL:https://www.company.rt.ru/social/programms/education/azbuka/ (дата обращения: 24.02.2024).
Алипханова, Ф. Н. Информационная грамотность людей пожилого возраста / Ф. Н. Алипханова, Х. Х. Джовтханова // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии : материалы IV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 12 марта 2019 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Б. и., 2019. – С. 12-15.
Беляков, С. В. Цифровая грамотность работников старшего возраста в современной информационной среде / С. В. Беляков, М. Ф. Уфимова, С. В. Симонов // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики : Сборник трудов международной научно-практической конференции, Самара, 16–17 декабря 2021 года / Отв. редактор О.А. Горбунова. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2021. – С. 371-376.
Голянова, А. С. Формирование цифровой грамотности у людей старшего поколения / А. С. Голянова, Ю. А. Давыдова // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 3(37). – С. 127-138.
Грохотова, Е. В. Критерии оценки сформированности уровня информационной культуры людей третьего возраста / Е. В. Грохотова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 1(30). – С. 81-83.
Джовтханова, Х. Х. Формы и методы повышения информационной грамотности людей пожилого возраста / Х. Х. Джовтханова // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии : материалы IV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 12 марта 2019 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Б. и., 2019. – С. 86-89.
Дугужева, Э. М. Повышение цифровой грамотности лиц "третьего возраста" / Э. М. Дугужева, Г. С. Жукова // Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика : сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции, Москва, 20 июня 2019 года / Под редакцией Г.С. Жуковой. Том № 4. – Москва: ВИПО, 2019. – С. 139-144.
Дьячкова, Е. В. Актуальные проблемы сформированности информационно-цифровой компетентности лиц пожилого возраста / Е. В. Дьячкова // Цифровое общество: психолого-педагогическая трансформация : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Великий Новгород, 16 ноября 2022 года / Под редакцией Т.В. Архиреевой, Д.Р. Гаджибабаевой, В.В. Калиной, В.В. Клыпутенко, Т.В. Угловой, отв. ред. М.Б. Калашникова. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2023. – С. 71-76.
Замятина, Д. С. Проект «на связи» как способ организации социальной работы с пожилыми людьми для развития цифрового социального равенства / Д. С. Замятина, Н. С. Прохорова // Цифровой регион. Социально-экономическое развитие сельских территорий: опыт, компетенции, проекты : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Княгинино, 23–24 марта 2022 года. Том II. – Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2022. – С. 226-230.
Иаикаия, Т. Л. Проблемы обучения информационным технологиям людей пожилого возраста / Т. Л. Иаикаия // Современные вопросы естествознания и экономики : сборник трудов V Международной научно-практической конференции, Прокопьевск, 16 марта 2023 года. – Прокопьевск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева" в г. Прокопьевске, 2023. – С. 634-638.
Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/io2018.pdf )дата обращения 6.02.2024).
Кашинцева, О. А. Подходы к обучению информационной грамотности людей старшего поколения с применением структурных модулей / О. А. Кашинцева, Е. А. Смирнова // Инновационные подходы в высшем образовании в сфере компьютерных наук : Материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 ноября 2021 года / Науч. редактор Н.В. Папуловская. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2022. – С. 33-35.
Компьютерная грамотность // Фонд Президентских грантов URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=56CC1AD6-5998-4FBA-8BD0-7C41FDF3884A (дата обращения: 24.02.2024).
Копытова, А. А. Информационная грамотность людей пожилого возраста и пути её повышения / А. А. Копытова, Т. Н. Субботина // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей : Сборник статей по итогам Третьей региональной научно-практической конференции, Калуга, 18–21 декабря 2020 года / Под редакцией Н.Ю. Чаусова. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2021. – С. 113-119.
Крылова, Н. С. Роль государственных учреждений в цифровой адаптации граждан третьего возраста / Н. С. Крылова // Уральский социологический форум к 100-летию Л.Н. Когана: Культура, личность, общество в условиях перемен: новые вызовы, проблемы, перспективы : Материалы XХVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Екатеринбург, 01 декабря 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 568-581.
Равба, Н. П. Стратегия социальной адаптации пожилых людей в условиях современных информационных технологий / Н. П. Равба, О. В. Лукьянец // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований : Материалы VI Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. В 3-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 10–14 апреля 2023 года. Том Часть 3. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2023. – С. 535-537.
Москвина, Н. Б. Освоение пенсионерами цифровых технологий: от наличной ситуации к новым возможностям / Н. Б. Москвина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1(1). – С. 148-156.
Рогозин М., Ипатова. А. А. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 8–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-stareniya-ili-trud-znaniya-i-zdorovie-v-starshem-vozraste (дата обращения: 02.02.2024).
Саврова, А. Л. Технологии организации event-проектов для людей третьего возраста на примере города Москвы / А. Л. Саврова, К. И. Олешкевич // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 1. – С. 36 – 45.