Фрагмент для ознакомления
2
Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка. Это стало возможным благодаря наличию богатой теоретической базы.
Именно в Великобритании идеи прав человека впервые обрели свою четкую терминологическую форму в трудах Локка Дж. уже в XVII веке. Он одним из первых заявил о необходимости наделения ребенка правами. Интеграция России в мировое сообщество также делает тему данного исследования актуальной. Процесс сближения стран требует обеспечить соответствие российского законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.
В практике Российского и Британского государств можно почерпнуть немало полезного для решения проблем современной России, в частности, по вопросу правового статуса ребенка.
В индустриально развитых странах начала двадцатого века не существовало стандартов защиты детей. Для них было обычным делом работать вместе со взрослыми в антисанитарных и небезопасных условиях. Растущее признание несправедливости их положения, вызванное большим пониманием потребностей развития детей, привело к движению за лучшую их защиту.
«Промышленная революция привела к всплеску детского труда: по оценкам, к 1820-м годам 50% английской рабочей силы были моложе 20 лет и часто работали в опасных условиях. Социальное отношение к детям начало меняться в середине XIX века, и постепенно детство стало рассматриваться как отдельный этап жизни, отдельный от взрослой жизни, когда детей необходимо защищать от тягот взрослой жизни. Такие общественные деятели, как Ричард Остлер и Движение за десятичасовой рабочий день, боролись за реформы в области детского труда, что привело к принятию Закона о фабриках 1833 года, который запрещал нанимать детей младше 9 лет и ограничивал продолжительность рабочего дня для детей старшего возраста» . Однако законы о детском труде были уязвимы для множества различных лазеек, которыми пользовались владельцы фабрик. Тем не менее, процент детей в рабочей силе резко снизился за пятидесятилетний период.
По мере роста среднего класса росло и мнение, что детство было временем образования и исследований, имеющих решающее значение для их развития. Эти взгляды в конечном итоге были приняты большей частью рабочего класса, и традиционная приемлемость детей в рабочей силе сошла на нет.
В 1880 году посещение школы стало обязательным для всех детей в возрасте от 5 до 12 лет, при этом ответственность за посещаемость легла на местные органы образования. В следующем столетии наблюдалось постепенное повышение возраста окончания школы и увеличение финансирования образования.
Закон об опеке над детьми 1891 года представлял собой положительный сдвиг в сторону большего признания того, что дети имеют право на то, чтобы их благополучие рассматривалось как право, и что родительское поведение, причиняющее вред ребенку, не может игнорироваться.
Закон 1889 года ввел новый набор принципов в закон и политику, касающуюся детей, благополучие которых находилось под угрозой из-за поведения родителей, нищеты или других факторов. Ранее дети, живущие в бедности, подпадали под систему помощи Закона о бедных. «Дальнейшая частичная реформа привела к введению законодательства, которое налагало ограничения на занятость детей и минимальные требования к посещению учебных заведений. Закон впервые криминализировал жестокое обращение и разрешил брать детей под опеку» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лобанова Т. В. Проблемы реализации прав детей / Т. В. Лобанова // ВестаикБашГУ.-Уфа;РИОБашГУ,2004.-Вып.4.-С.87-89.
2. Лобанова Т. В. Понятие и генезис правового статуса ребёнка / Т. В. Лобанова // ВестникБашГУ.-Уфа: РИО БашГУ,2006- Вып.1.- С. 88-91.
3. Профилактика жестокого обращения с детьми : практическое руководство / [Ю. В. Даниленко, С. В. Ерещенко, А. Л. Кондратенко и др.] ; под ред. Т. В. Наконечной. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 349 с.
4. Green H, McGinnity A, Meltzer H, Ford T. and Goodman R. Mental health of children and young people in Great Britain/ Green H, McGinnity A, Meltzer H, Ford T and Goodman R. –Basingstoke, Palgrave MacMillian, 2004. – 114 р.
5. Михайличенко Ю.В. К вопросу об использовании британского опыта профилактики жестокого обращения с детьми в странах СНГ // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/09/2477 (дата обращения: 14.09.2024).
6. Михайличенко Ю.В. Об исторических корнях жестокого обращения с детьми в Великобритании // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/02/1469 (дата обращения: 14.09.2024).