Фрагмент для ознакомления
2
Альбер Камю является одним из известных, но, вместе с тем, весьма противоречивых философов ХХ века. Дав миру значительные рассуждения на тему ценности жизни и отношения человека к жизни, он при этом не относил себя к числу философов, предпочитая, чтобы его считали литератором. Впрочем, литератором он также был значительным, о чем говорит хотя бы то, что он получил Нобелевскую премию по литературе за 1957 год (с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»).
По своим философским взглядам Альбер Камю относился к экзистенциализму, также известному как «философия существования». Более того, он являлся одним из виднейших деятелей данного направления, что обусловило его сближение с другим виднейшим философом – экзистенциалистом Жан – Полем Сартром, с которым Камю сначала вел дружбу, а потом противостоял ему в жесткой научной и политической конфронтации.
Однако сам Камю к экзистенциалистам себя не относил. Его философские труды и литературные произведения имеют ряд специфических идей, позволивших их автору заложить основы для нового течения в философии экзистенциализма – абсурдизма, или философии абсурда. Такое название это направление получило из – за того, что, по мнению Камю, жизнь в объективном понимании не имеет смыла, а потому, если пытаться искать смыл жизни, отринув собственную личную субъективность, то объективный вывод может быть лишь в том, что смыла жизни просто не существует в природе. Из этого следует, что и любая деятельность человека бессмысленна, а, значит, абсурдна.
Сам философ в свете таких заключений приходит к размышлениям о самоубийстве, и именно оно становится основным вопросом для данного автора. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства, решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный вопрос философии» - пишет Альбер Камю в одном из своих главных трудов, в эссе «Миф о Сизифе». Однако такие взгляды на жизнь и философию многим могут показаться радикальными и депрессивными.
Именно поэтому они требуют от философов детальной проработки, а от исследователей серьезного подхода к их анализу. Ведь только так можно сформулировать их четкое и ясное объяснение. Именно поэтому в своей статье я хочу проанализировать, с чего началось развитие Альбером Камю такой философии. Для этого я хочу рассмотреть его дебютный роман «Посторонний» и привлечь эссе «Миф о Сизифе» для объяснения позиции автора. Тем более, что именно эти два произведения явились основополагающими как для самого Альбера Камю, так и для философии абсурдизма (а, значит, играют заметную роль и в философии экзистенциализма в целом).
Фрагмент для ознакомления
3
1) С.И. Великовский (1973) Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссетика, эстетика Альбера Камю // Искусство – Москва с.240
2) Е. Ю. Сокрута (2014) Живаго и Мерсо // Новый филологический вестник №2 (29) с.32 – 42
3) Жан – Поль Сартр (1986) Объяснение «Постороннего» // Вопросы литературы №9 – Москва с.189-194
4) В.В. Шервашидзе (2010) Западноевропейская литература ХХ века // Наука – Москва с.272
5) М.И. Свердлов (2003) Посторонний, А. Камю: Абсурд и двусмысленность // ИФ РАН – Москва с.10-18
6) А.М. Руткевич (1990) Философия А. Камю // Политиздат – Москва с.415