Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Необходимость изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте обусловлена его спецификой. Этот период жизни сопровождается изменениями, охватывающими все аспекты развития: организм претерпевает физиологические изменения, меняется социальная обстановка, появляются чувство взрослости, стремление к самоутверждению и самовыражению, значимость общения со сверстниками возрастает [3]. На формирование самооценки подростков влияют их внутренняя позиция, отношения с ровесниками и взрослыми, структура учебной деятельности в школе и оценка педагогов, а также стиль воспитания и семейные ценности. Современные ученые, такие как М. Семенюк [12], А. Бандура [2] и другие, часто выделяют характерные черты подростков, среди которых недовольство, равнодушие к окружающим или жестокость, высокая конфликтность и агрессивное поведение.
Зачастую агрессивное поведение старшеклассников связывают с их характерными чертами, эмоциональным состоянием, личными качествами, а также уровнем их самооценки [13]. Последняя включает осознание человеком собственной личности, самовосприятие, понимание своих особенностей и успехов, а также общую субъективную важность, которую он приписывает себе [4]. Понятия агрессии и агрессивности различаются по своему внутреннему содержанию [7]. Агрессия представляет собой мотивированное разрушающее поведение, которое противоречит социальным нормам и наносит вред объектам, причиняя физический ущерб людям или вызывая их психологический дискомфорт. Агрессивность же является свойством личности, отражающим готовность к агрессивным поступкам и тенденцию воспринимать действия других как враждебные. Следовательно, агрессия связана с конкретными действиями и актами поведения, тогда как агрессивность воспринимается как устойчивое свойство личности. Важно отметить, что агрессия как поведенческий акт не всегда связана с агрессивностью как личностной характеристикой, и наоборот, агрессивность может не проявляться в форме агрессивного поведения.
Как считает Д.Д. Акбаева, «агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстраций превосходства в силе или применением силы по отношению к другому, либо к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб» [1].
А.В. Шарпило считает, что исследование взаимосвязи между агрессивностью как характеристикой личности и уровнем самооценки в подростковом возрасте является наиболее перспективным направлением [14]. Агрессивность как личностное качество в значительной степени влияет на поступки человека.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления личностной детерминации агрессивности и механизмов ее коррекции.
Материалы и методы: исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации «Комната Психологической Поддержки» в г. Дзержинске Нижегородской области. Выборку составили подростки 14-15 лет в количестве 60 чел., среди которых 32 юноши и 28 девушек. Средний возраст респондентов составил 14,7 лет.
Методики исследования: методика исследования самооценки С.А. Будасси, Опросник исследования уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой); тест внутренней (скрытой) агрессивности С. Дайхоофф.
Цель исследования состоит в изучении связи между агрессивностью подростков и уровнем их самооценки.
Результаты исследования самооценки подростков с использованием методики С.А. Будасси, представлены на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акбаева, Д. Д. Эмпирическое исследование психологических особенностей влияния самооценки на проявление агрессии в подростковом возрасте / Д. Д. Акбаева, Р. К. Хабова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года / Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Москва: ООО "Парнас", 2022. – С. 589-595. – EDN EVTGZD.
2. Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. / под ред. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. — 300 с.
4. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 41-44.
5. Игнатов К.А. Эмоциональная сфера современных подростков // Психология. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 11А. С. 40-51.
6. Кажарская, О. Н. Особенности самооценки у старших подростков с девиантным поведением / О. Н. Кажарская, К. С. Суховерхова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 3(53). – С. 148-154. – DOI 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.025. – EDN WVXUXR.
7. Клейн К. В. Самооценка подростков с разным уровнем агрессивности / К.В. Клейн // СИНТЕЗ науки и ОБЩЕСТВА в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях, Уфа, 18 января 2017 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 199-202. – EDN XQQDZL.
8. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. - 3-изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 392 с. - ISBN 978-5-9765-0945-0. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765094501.html (дата обращения: 27.10.2024). - Режим доступа: по подписке.
9. Офицерова, С. Д. Взаимосвязь агрессивности и самооценки у подростков / С. Д. Офицерова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и их наставников, посвященной Году семьи, Тверь, 24–25 апреля 2024 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2024. – С. 60-64. – EDN QGYKIJ.
10. Рябченко, Л. Г. Взаимосвязь агрессивности и самооценки у старших подростков / Л. Г. Рябченко // Социокультурные проблемы современного человека : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 апреля 2023 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 181-185. – EDN SVDVEF.
11. Рябченко, Л. Г. Специфика взаимосвязи агрессивности и самооценки у старших подростков / Л. Г. Рябченко // Шаг в науку : Материалы XIV Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 24–28 апреля 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 224-225. – EDN ZKIUCG.
12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 93 с. - ISBN:5-89502-041-0.
13. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. №1. С.17-26.
Тарасова, С. Ю. Взаимосвязь тревожности и агрессивности школьников, обучающихся в образовательных организациях разного типа / С. Ю. Тарасова // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике : Сборник статей. Электронное издание, Москва, 08–10 июля 2020 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2020. – С. 271-275. – DOI 10.24411/9999-047A-2020-00077. – EDN YFDKII.
14. Шарпило, А. В. Взаимосвязь самооценки и агрессивности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре дневного пребывания / А. В. Шарпило // Научный аспект. – 2024. – Т. 21, № 2. – С. 2608-2613. – EDN CDEXGN.
15. Шубко, Я. Д. Взаимосвязь самооценки и агрессивности у младших подростков / Я. Д. Шубко // Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Том ВЫПУСК 15. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 244-245. – EDN UJKCGJ.
16. Яковлева, Р. Е. Особенности самосознания старших подростков с разным уровнем агрессивности / Р. Е. Яковлева // Философия, нравственность, психология: Материалы межвузовского гуманитарного научного семинара, Санкт-Петербург, 26 сентября 2024 года. – Белгород: ООО "Эпицентр", 2024. – С. 53-54. – EDN DORNBV.
17. Personal characteristics of post-traumatic stress disorders/ Semenova F., Bostanova S., Tetueva M., Akbayeva D. В сборнике: E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. - Режим доступа: item.asp?id=46886842. EDN: FBKPGO