Фрагмент для ознакомления
2
Современная наука активно изучает механизмы работы мозга в условиях когнитивных нарушений, включающих в себя нейродефекты. Одним из значимых направлений является нейродефектология – область дефектологии, изучающая нейрофизиологические и психолого-педагогические аспекты обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Отдельные аспекты применения нейродефектологического подхода в работе с детьми с нарушениями в развитии отражены в работах выдающихся нейропсихологов (А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и мн. др.).
Особую важность показывают методы и методики нейрофедектологии при применении их для диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, так как именно в младшем школьном возрасте познавательная сфера активно формируется и становится основой для успешного обучения и социализации [2; 3].
Цель исследования заключается в выявлении с помощью смыслового анализа литературы значения применения нейродефектологического подхода в диагностике познавательной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
ЗПР проявляется нарушением ряда когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Эти трудности обусловлены функциональной несформированностью ключевых структур мозга: подкорковых зон, ретикулярной формации, лимбической системы, височно-теменных областей коры. Нейродефектология позволяет выявить эти дисфункции, используя комплексный междисциплинарный подход. [4; 7].
Диагностическая работа включает:
1. Анализ особенностей когнитивной деятельности (оперативной и долговременной памяти, устойчивости внимания, скорости мыслительных процессов).
2. Изучение влияния структурных нарушений мозга на восприятие и обработку информации.
3. Планирование коррекционных мероприятий, направленных на активизацию нейропластичности.
В рамках нейродефектологической диагностики применяются разнообразные методы, направленные на оценку работы отдельных функциональных блоков мозга.
1. Методы исследования памяти: слухоречевая память: методика А. Р. Лурия (запоминание 10 слов, двух групп слов). Зрительная память: запоминание и воспроизведение картинок [1].
2. Исследование внимания: методика Пьерона-Рузера (устойчивость и переключение внимания). Корректурные пробы (оценка концентрации).
3. Анализ мышления: вербально-логические задачи (подбор аналогий, исключение понятий). Последовательные картинки для выявления причинно-следственных связей [10].
4. Оценка речи: проверка фонематического слуха, артикуляции, логико-грамматических конструкций. Построение самостоятельных высказываний.
5. Функциональные блоки мозга:
Затылочная область: зрительное восприятие, мелкая моторика.
Для затылочной области: используется методика оценки зрительного восприятия, включающая тесты на восприятие форм и цветов, а также задания на развитие мелкой моторики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов С.Н. Особенности мышления школьников с нарушениями интеллекта //Педагогика, 2021. - №1.- С.69-74.
2. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии. Монография / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский.– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. – 263 с.
3. Водолажский Г. И., Водолажская М. Г., Манвелян Э.А. Современный методологический взгляд на исследование физиологии мозга человека // Современные вопросы биомедицины.T. 8 (S1) 2024 DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_S1_4 УДК 612.01 UDC 612.01. С. 1 – 8.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — Москва: Просвещение, 2022. – 536 с.
5. Козловская Г.Ю. Семиотика дизонтогенетических нарушений: учебное пособие (курс лекций)/ Автор-составитель: Козловская Г.Ю. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2024. – 198 с.
6. Коротько Г.Ф., Водолажская М.Г. Основы хронофизиологии / В кн. Физиология человека: Учебник для студентов вузов. под. ред. В.М.Покровского, Г.Ф Коротько. - М.: Медицина, 2011.–664 с.
7. Крюковская Н.В. Принципы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития на основе компетентностного подхода // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкин, 2022 - №2. - С. 308 - 322.
8. Мамайчук И. И. Нейропсихология детского возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
9. Нейродефектологические приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие / авт.-сост. Е. И Боровая. – Екатеринбург, 2023. – 16 с.
10. Радионов П. Н. Нейропсихологическая коррекция познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста при задержке психического развития // Universum: психология и образование, 2024.
м