Фрагмент для ознакомления
2
Вступление. Научные коммуникации играют ключевую роль в современном обществе, обеспечивая обмен знаниями между учеными, государственными структурами и широкой аудиторией. В условиях глобализации и стремительного развития технологий необходимость в эффективной научной коммуникации становится особенно актуальной. Цель данной работы заключается в анализе современного состояния системы научных коммуникаций в Российской Федерации, выявлении её проблем и перспектив развития. Для достижения этой цели используются методы анализа существующих исследований, мониторинга публикаций и опросов среди научных работников и специалистов в области коммуникаций.
Научные коммуникации можно определить как организованные действия, направленные на передачу научных знаний и информации как внутри научного сообщества, так и за его пределами. Они имеют важное значение для повышения научной грамотности общества, формирования общественного мнения о науке и её достижениях, а также для вовлечения граждан в научные дискуссии. Исторически, практика научных коммуникаций в России начала развиваться с эпохи Петра I, когда была основана Академия наук и открыты первые учебные заведения. С тех пор система научных коммуникаций претерпела значительные изменения, особенно в последние десятилетия, когда возникла необходимость в более активном взаимодействии науки с обществом и государством. В последние годы наблюдается рост интереса к популяризации науки, что связано с формированием новых институтов и инициатив, направленных на улучшение взаимодействия между учеными и широкой аудиторией.
Исследование. Цифровизация и новые технологии оказывают значительное влияние на распространение научной информации, трансформируя традиционные подходы к научным коммуникациям. В последние годы наблюдается активное внедрение цифровых платформ, которые обеспечивают более широкий доступ к научным данным и результатам исследований. Эти платформы, включая социальные сети, специализированные научные репозитории и онлайн-издания, способствуют мгновенному распространению информации и демократизации доступа к научным знаниям. Например, использование таких технологий, как искусственный интеллект и большие данные, позволяет не только ускорить процессы исследования, но и улучшить их качество за счет более эффективного анализа и обработки информации [4].
Социальные сети играют ключевую роль в изменении формата научной коммуникации. Они предоставляют исследователям возможность делиться своими открытиями с широкой аудиторией, что способствует повышению интереса к науке и вовлечению общества в научные дискуссии. Кроме того, цифровизация позволяет создавать интерактивные форматы представления научной информации, что делает её более доступной и понятной для неспециалистов. В результате, научные коммуникации становятся не только инструментом передачи знаний внутри академического сообщества, но и средством популяризации науки среди широкой публики [2].
Рост числа каналов коммуникации в сфере науки в России стал заметной тенденцией, отражающей изменения в медиапейзаже и потребительских привычках. Традиционные средства массовой информации, такие как газеты, журналы и телевидение, постепенно уступают место цифровым платформам, включая социальные сети и блоги, которые предоставляют более быстрый и интерактивный способ распространения научной информации. Это сдвиг обусловлен несколькими факторами, включая доступность интернета, увеличение числа пользователей цифровых технологий и изменение формата потребления контента.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Burns, T.W., O’Connor, D.J., & Stocklmayer, S.M. (2003). Science communication: a contemporary definition.
2. Davies, S.R., & Hara, N. (2017). Public science in a wired world: How online media are shaping science communication.
3. Gascoigne, T., et al. (2020). Communicating Science: A Global Perspective, ANU Press.
4. Moed, H. F. (2017). Applied evaluative informetrics. Amsterdam: Springer.
5. Vohland, K., et al. (2021). The Science of Citizen Science. Springer, Cham.
6. Журавлева, Е. В., & Фурсов, С. В. (2018). Популяризация науки в современной России. Научно-технические библиотеки, 2018(4), 19-25. DOI: 10.31249/rsm/2018.04.19 [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-v-sovremennoy-rossii.
7. Захарчук, Т. В., & Грузова, А. А. (2021). Научная коммуникация в библиотечно-информационной сфере. Научные и технические библиотеки, 2021(3), 71-94. DOI: 10.33186/1027-3689-2021-3-71-94 [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/747?locale=ru_RU.
8. М П. Булавинова НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ (Обзор) // Наука и общество: современные зарубежные исследования. 2018. №2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-kommunikatsiya-faktory-razvitiya-obzor (дата обращения: 16.11.2024).
9. Огурцов, А. П. (1993). Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций). Философские исследования, 1993(3), 12-59.
10. Российская академия наук. (2013). Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://new.ras.ru/work/populyarizatsiya-nauki/.
11. Уилки, Т. (2014). Тренды научно-издательской отрасли. Научная периодика: проблемы и решения [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http://nppir/ru/index.php/nppir/article/view/160/198.