Фрагмент для ознакомления
2
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ В ЕАЭС
Автор
Аннотация
Процесс принятия и реализации документов в ЕАЭС имеет ступенчатую структуру. Документы принимаются как на уровне интеграционного объединения, так и на уровне отдельных сран. Нормативно–правовое регулирование учитывает интересы союза, национальное право каждой страны, а также интересы каждого члена ЕАЭС. В статье автор рассматривает ключевые аспекты принятия и реализации документов в ЕАЭС, в том числе, процесс принятия таможенного кодекса и его имплементацию в национальное законодательство стран участниц.
Annotation
The process of adoption and implementation of documents in the EEU has a stepped structure. Documents are accepted both at the level of an integration association, and at the level of individual countries. Legal regulation considers the interests of the union, the national law of each country, as well as the interests of each member of the EEU. In the article, the author examines the key aspects of the adoption and implementation of documents in the EEU, including the process of adopting the customs code and its implementation into the national legislation of the participating countries.
Ключевые слова: интеграция, национальное право, ЕАЭС, принятие документа, реализация документа, соглашение, регулирование.
Keywords: integration, national law, EEU, document adoption, document implementation, agreement, regulation.
Обращая внимание на современную геополитическую конъюнктуру, Евразийский экономический союз представляется одним из крупнейших ядер–платформ новой мировой многополярности. История доказала, что страны евразийского региона взаимопритягиваются через языковой фактор, культуру, менталитет, похожие традиции и обычаи. Договор о ЕАЭС, подписанный 29 мая 2014 года в Астане, является результатом многолетней работы. Евразийская интеграция с самого начала натолкнулась на внешнее сопротивление и некоторые внутренние проблемы, разногласия между странами удалось уладить, но внешнее давление не ослабевает, так как другие акторы международных отношений чувствуют потенциальную конкуренцию, которую уже составляет, а с развитием союза будет оказывать еще больше. [1]
Интеграционный союз – это добровольное и взаимовыгодное объединение нескольких стран, действующее на основании определенных соглашений между его членами. Основными признаками интеграции являются взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; структурные изменения в экономике стран–участниц, а также целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
Геополитические центры, помимо этого, возникают на основе единой религиозной, ментальной общности и, что самое важное, единой позиции по отношению к факторам внешнего воздействия. К геополитическим центрам относят, к примеру, страны ЕС и США, объединенные понятием «Запад» и имеющие схожую экономическую, политическую систему, военные и религиозные доктрины, а также, что немаловажно, схожий менталитет. Стоит отметить, что в данном геополитическом центре доминирующая роль принадлежит Соединенным Штатам.
Исходя из определений, ЕАЭС, нужно относить не столько к интеграционным союзам, сколько к геополитическим центрам. Мы полагаем, что именно с этим связана крайняя озабоченность западного мира в связи с образованием нового союза на постсоветском пространстве. Даже существование таких интеграционных объединений, как БРИКС и ШОС, не вызывает столько беспокойства у США и Европы, так как они не претендуют на роль геополитического центра. Участники этих организаций не имеют ни общей истории, ни схожего менталитета, они отличаются по политическому строю, исповедуемым религиям и т.д. К тому же, цели и интересы их членов зачастую не только не совпадают, но и вступают в противоречие друг с другом.
ЕАЭС, в свою очередь, отличается тем, что, несмотря на провозглашение экономической интеграции как основного вектора развития Союза, важную роль руководство государств–членов отводит и другим аспектам объединения, в частности, культурной интеграции.
К основным принципам, на которых основан Евразийский экономический союз, относятся равноправие всех участников, полное уважение государственного суверенитета, а также деполитизация экономики.
В отличие от предыдущих стадий интеграции на постсоветском пространстве, ЕАЭС ставит целью выработку общей торговой, финансовой, налоговой политики, то есть создание максимально возможной экономической интеграции. Новый союз, в отличие от предшествующих объединений, обладает международной правосубъектностью, то есть зарегистрировано соответствующее юридическое лицо. Некоторые эксперты, участвовавшие в работе ЕврАзЭс, жаловались на то, что очень трудно было вести переговоры с другими международными организациями из– за того, что не было юридической компании, от лица которой могли быть подписаны документы. Но самое главное отличие ЕАЭС от ЕврАзЭс – равноправие членов Союза, выраженное в наличии у каждого государства–участника равного количества голосов при принятии решений. В ЕврАзЭс количество голосов было прямо пропорционально вкладам государства в бюджет организации.
принцип равноправия зачастую критикуется и в самих странах ЕАЭС, особенно в России, так как вклады разных стран в становление и развитие союза являются непропорциональными. Однако этот принцип необходим Союзу, так как является основополагающим, и без него вся философия организации теряет свое значение.