Фрагмент для ознакомления
2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Данное исследование затрагивает тему формирования самооценки у подростков и ее влияние на уровень тревожности. Описано влияние родительского отношения к своим детям на развитие тревожности и самооценки
Ключевые слова: тревожность, самооценка, подростковый возраст.
Abstract. This analysis touches on the topic of self-esteem formation in adolescents and its impact on anxiety levels. The influence of parental attitudes towards their children on the development of anxiety and self-esteem is described
Key words: anxiety, self-esteem, adolescence.
Подростковый период характеризуется мощными физическими и психоэмоциональными изменениями. С изменениями своего тела, внешности сталкивается каждый подросток. Особенности строения своего тела самокритикуются, воспринимаются как недостатки, сталкивается с критикой со стороны других, учитывая тот факт, что становление личности подростка неразрывно связано с общественными отношениями, проявляемые разнообразием форм, содержаний, ценностей. В связи с этой связью подросток проявляет себя как личность, сравнивая себя с другими людьми, что значительно влияет на восприятие себя, своей ценности, положительных и отрицательных качеств.
Непринятие себя, недовольство своим телом влияет на повышение уровня тревожности и развитию тех или иных заболеваний (депрессия, РПП). Сложность оценки эмоционального состояния подростков проявляется в их сокрытии своих эмоций, переживаний, не выражая себя (что, например, может приводить к риску суицидального поведения). К тому же, из-за незнания родителей и близких взрослых о стадиях развития подростков, часто проблемы подростков не воспринимаются взрослыми как что-то серьезное, думая, что подросток способен самостоятельно справиться со своими проблемами.
В современной психологии под тревожностью понимается эмоциональное переживание надвигающейся катастрофы, проявляющееся сильным беспокойством, суетливостью, вегетативными нервными расстройствами (например, повышенная потливость, усиление сердцебиения, стеснение в груди).
Тревожность препятствует развитию успешных и здоровых стратегий справления с жизненными трудностями, поскольку тревожные люди часто полагаются на избегающие стратегии (например, подавление), в то же время проявляя трудности в успешном использовании переоценки в негативных ситуациях. Когда тревожным людям было дано четкое указание использовать подавление, физические симптомы тревоги, такие как частота сердечных сокращений, и психологические симптомы, значительно усиливаются.
Подростковая тревожность является результатом подросткового кризиса (ощущение неполноценности, депрессивные состояния и сексуальные отклонения), который проявляется по-разному и оказывает дезорганизующее влияние на их личность, затрагивая все аспекты их жизни. Эти кризисы могут привести к разным формам неправильного поведения и нарушений личности, включая тревожность, которая в свою очередь влечет снижение самооценки [2].
Тревожные люди эффективно используют переоценку, требующую значительно больше когнитивных усилий, чем люди с низкой тревожностью. Более того, люди с тревожностью часто имеют низкую самооценку, что влияет на их восприятие угрозы, а затем на когнитивную переоценку
Подростковая тревожность может проявляться в двух вариантах: страхе-гневе и страхе-страдании. Сложности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, ипохондрическими реакциями, эмоциональной реактивностью, острыми реакциями на обиду и повышенной критичностью по отношению к старшим. Если эти особенности не учитываются, то у подростков могут возникнуть устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении.
Важно отметить, что в современном мире большое значение стали иметь социальные сети, особенно для подростков. Молодые люди часто сталкиваются с усилением симптомов тревоги и депрессивного настроения, что усугубляет пассивное использование социальных сетей (чаще у девочек), проявляемое наблюдением за жизнью других людей, сравнивая с их жизнью свою менее интересную, а активное использование социальных сетей было связано с уменьшением симптомов тревоги и депрессивного настроения за счет обмена информацией со сверстниками и возможностью поделиться с ними своими переживаниями [1].
Самооценка – это субъективная оценка человеком своей ценности, принятия самого себя. Положительная самооценка имеет прямое влияние на улучшение школьной успеваемости и снижение поведенческих и эмоциональных проблем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bor W, Dean AJ, Najman J, et al. Are child and adolescent mental health problems increasing in the 21st century? A systematic review. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 2014; 48:606–616.
2. Cheng G, Zhang D, Ding F. Self-esteem and fear of negative evaluation as mediators between family socioeconomic status and social anxiety in Chinese emerging adults. Int J Soc Psychiatry. 2015;61:569–76.
3. Campbell-Sills L., Simmons A. N., Lovero K. L., Rochlin A. A., Paulus M. P., Stein M. B. (2011, January). Functioning of neural systems supporting emotion regulation in anxiety-prone individuals. NeuroImage, 54(1), 689–696.
4. Geurtzen N, Scholte RHJ, Engels RCME, et al. Association between mindful parenting and adolescents’ internalizing problems: non-judgmental acceptance of parenting as core element. J Child Fam Stud. 2015;24,1117–28.
5. Lu-Jia GE, Fei LI. The ideas and implementation of junior middle school students'mental health education in the positive psychology perspective. J Northeast Normal Univ. (2016) 3:244–8.
6. LeBlanc M, Beaulieu-Bonneau S, Mérette C, Savard J, Ivers H, Morin CM.J Psychosom Res. 2007 Aug;63(2):157-66.
7. Randal C, Pratt D, Bucci S. Mindfulness and self-esteem: a systematic review. Mindfulness. 2015;6:1366–78.
8. Ran G, Zhang Q, Huang H. Behavioral inhibition system and self-esteem as mediators between shyness and social anxiety. Psychiatry Res. 2018;270:568–73.
9. Tomita T, Mizuko M, Kanemitsu Y. A consideration of social anxiety through a cognitive construct model: the relationship between self-consciousness, self-evaluation, social anxiety. Kawasaki Med Welfare J. (1999) 9:49–54.
10. Velotti P., Garofalo C., Bottazzi F., Caretti V. (2017). Faces of shame: Implications for Self-Esteem, emotion regulation, aggression and Well-Being. The Journal of Psychology, 151(2), 171–184. 10.1080/00223980.2016.1248809.
11. Zitrin C., Klein D., Woerner MG. Behavior therapy, supportive psychotherapy, imipramine and phobias. Arch Gen Psychiatry. 1978;35:307–316.
12. Халикова Л.Р. Проблема буллинга в образовательных организациях глазами детей и педагогов / Л.Р. Халикова. – 2019. 74-82 с.