Фрагмент для ознакомления
2
По мнению Н.А. Бердяева, государство и социум являются следствием объективации и отчуждения сущности человека, в то время как личность по своей природе субъективна. Углубляясь в изучение субъективной стороны личности, философ разработал концепцию антииерархического персонализма. В отличие от иерархического подхода, его концепция отрицает существование иерархии личностей, где одна подчиняется другой. Николай Александрович считал, что коммунизм, либерализм, фашизм, теософия и другие политические идеологии также несут в себе антиперсоналистические черты. Царство Кесаря, воплощенное в обществе и государстве, предстает как мир несвободы и порабощения, в противоположность сверхисторическому царству Духа, где человек обретает свободу, а личность независима от объективного мира .
Справедливо утверждение Алексеенко о том, что государство, по Бердяеву, — это своего рода мистическая сила, которая, используя насилие и «гипноз», подчиняет себе людей, избавляя их от хаоса, оставаясь при этом независимой от них. Бердяев утверждал, что "государство опирается на религиозный фундамент", и его разрушение может привести к дезинтеграции государства.
В конечном счете, царство Духа должно возобладать над царством Кесаря, чтобы победить ложные формы социальной мистики. В этом противостоянии человек оказывается на перепутье, раздираемый внутренней борьбой между личностью и индивидуумом. Только победа царства Духа может гарантировать свободу человека и обретение им духовности. Свобода, по Бердяеву, — это внутренняя созидательная сила человека. "Благодаря свободе человек способен создавать совершенно новую жизнь, новое общество и новый мир" .
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Гуревич П.С. Н.А. Бердяев в контексте европейской философии // Вестник славянских культур. 2015. № 3. С. 13−31.
2. Аванесова Г.А., Вахренева П.Е. Духовный проект Н. Бердяева (опыт системного подхода к наследию) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. № 4. С. 37−57.
3. Логунова Л. Николай Бердяев – человек судьбы // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 139−147.
4. Бученков Г.А. Концепция государства в философии Н.А. Бердяева // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1. С. 188−191.
References
1. Gurevich P.S. N.A. Berdyaev v kontekste evropejskoj filosofii // Vestnik slavyanskix kul`tur. 2015. № 3. S. 13−31.
2. Avanesova G.A., Vaxreneva P.E. Duxovny`j proekt N. Berdyaeva (opy`t sistemnogo podxoda k naslediyu) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2005. № 4. S. 37−57.
3. Logunova L. Nikolaj Berdyaev – chelovek sud`by` // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 6. S. 139−147.
4. Buchenkov G.A. Koncepciya gosudarstva v filosofii N.A. Berdyaeva // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 1. S. 188−191.