Фрагмент для ознакомления
2
Секция
ТУРИЗМ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Психологическая подготовка к соревнованиям и управление высоким стрессом в спорте
e-mail
Научный руководитель:
Соревнования являются важной частью спортивной деятельности, поскольку они дают определенную мотивацию спортсменам постоянно улучшать свои результаты, переступать через трудности, которые могут возникать в любом виде спорта. Соревновательный момент в спорте крайне важен, поскольку все спортсмены хотят быть лучше других, показывать высокие результаты, которые в процессе тренировок не так заметны, как во время выступлений. Однако, несмотря на важность соревнований как вида спортивной деятельности, они всегда сопряжены с высоким уровнем стресса, а потому этим стрессом нужно управлять, обеспечивая спортсменам психологическую подготовку.
На сегодняшний день отсутствует точная статистика, связанная с тем, какое количество спортсменов неудачно выступают на соревнованиях из-за стресса, однако, если посмотреть различные соревнования на трибуне или по телевизору, то можно увидеть, что часто очень сильные и талантливые спортсмены не могут выступить в полную силу, поскольку у них наблюдается высокий уровень нервного напряжения, которое не дает им показать свой лучший результат. Кроме того, спортивные комментаторы в своей работе часто отмечают этот момент, зачастую делая акцент на том, что на тренировке, которая проводилась в этот же день, спортсмен был более уверен в себе, у него получалось сделать то, что на соревнованиях было показано с ошибками или помарками. Все это приводит к мысли о том, что каждому спортсмену, вне зависимости от уровня мастерства и характера выступлений, важна эффективная психологическая подготовка перед соревнованиями, которая, прежде всего, будет направлена на управление высоким уровнем стресса.
Соревнование как вид спортивной деятельности отличается от тренировочного процесса целью проведения и характером подготовки, что выражается в том, что, в отличие от повседневных тренировок, подготовка к соревнованиям представляет собой специализированный комплекс занятий, упражнений, отработок, предполагающих участие в конкурсной программе или в командной игре, где каждый должен выполнять определенную функцию, определяемую набором специфических навыков [7].
Основной целью любых спортивных соревнований является проведение сравнение задатков, навыков, силовых и других качеств, а также уровня подготовленности спортсменов, причем уровень каждого типа соревнований может быть разным. Они могут проводиться внутри одной спортивной организации, быть территориальными, региональными, федеральными и международными [11].
Спортивное соревнование – это понятие иерархичное, все участники и команды всегда распределяются по иерархической лестнице, каждому участнику хочется возглавлять ее, поэтому они применяют все возможности способы и методы для одержания победы или получения высоких мест. Зачастую возникают такие ситуации, когда спортсмены или тренеры на значимых этапах соревнований применяют незаконные методы для завоевания победы (допинг, подкуп судей и т.д.) [9].
Для каждого соревнования разрабатывается определенный свод правил, в рамках которого должны организовываться все мероприятия, входящие в состав соревнований. У каждого соревнования есть своя символика, требования к внешнему виду спортсменов, уровню их подготовки, который необходим для допуска. Для крупных соревнований отбираются те спортсмены, которые победили или заняли высокие места на более низших этапах [11].
Основные характеристики соревнований как вида спортивной деятельности показаны на рисунке 1 [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, В.В., Иванькова, Ю.А. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – С. 35–42.
2. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте: международный сб. научных статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 47–54.
3. Горская, Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 3. – С. 60–65.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 460 с.
5. Курашвили, В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии / В.А. Курашвили. – М.: Издательство «МедиаЛабПроект», 2008 – 320 с.
6. Нугманов, Д.Г. Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) / Д.Г. Нугманов // Акмеология. – 2019. – С. 48–54.
7. Полянская, В.О., Налимова, М.Н. Спортивные соревнования как основной элемент спортивной деятельности / В.О. Полянская, М.Н. Налимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – С. 84–85.
8. Рыскалов, А.Ю., Антипов, Р.О. Стресс-факторы и компоненты боевого состояния в различных видах спорта / А.Ю. Рыскалов, Р.О. Антипов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2018. – № 13 (24). – С. 23–38.
9. Столяров, В. Философия спорта и телесности человека. Книга I. Введение в мир философии спорта и телесности человека / В. Столяров. – М.: Издательство «Университетская книга», 2011. – 344 с.
10. Федоскина, Е.М. Методы психологической реабилитации спортсменов, находящихся в состоянии перенапряжения / Е.М. Федоскина // Рудиковские чтения: матер. VI Международной научной конференции психологов физической культуры и спорта. М., 2010. – С. 46–52.
11. Фискалов, В.Д., Черкашин, В.П. Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – М.: ООО «Издательство «Спорт», 2016. – 320 с.
12. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей / Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
13. Шагиев, Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. … канд. псих. Наук / Р.М. Шагиев. – Ярославль, 2009. – 188 с.