Фрагмент для ознакомления
2
Безусловно, ее успешность будет зависеть от степени отсталости ребенка, но дети с легкой формой отсталость вполне способны усваивать этот материал, хотя и медленнее, чем здоровые сверстники.
Исходя из этого, коррекционная работа в сфере ритмики опирается на закрепление «проблемных» областей знания. Стабильный результат дает использование наглядности (схемы, стрелки, цветовые метки) [3, 35]. Многократное повторение маршрутов с постепенным усложнением также хорошо действует на запоминание.
Как мы уже упомянули, привязка понятия о направлении к внешним объектам делает ребенка беспомощным в незнакомой обстановке, поэтому рационально будет начинать освоение ориентирования с тела ребенка. Важно использовать телесно-ориентированные методы (проговаривание действий, маркировка правой/левой руки, прикосновение, тактильное обозначение направления). Поэтапное обучение производится от простых ориентировок (на себе) к сложным (в окружающем мире).
В работе по развитию ориентировки в пространстве у умственно отсталых детей крайне важен индивидуальный подход – учет степени нарушения: при тяжелой форме – больше тактильной помощи, при легкой – возможно усложнение заданий. Постепенно происходит уменьшение подсказок (от полной физической помощи к жестовой, затем словесной).
Таким образом, индивидуальный подход требует гибкости: для одних детей достаточно словесной инструкции, другим необходима тактильная поддержка. Главное — опираться на актуальный уровень развития ребенка и постепенно усложнять задания, используя принцип «от простого к сложному». Даже минимальные успехи (например, различение «верх-низ» у ребенка с тяжелой степенью отсталости) считаются значимым результатом.
Положительно на развитие ориентировки в пространстве влияют и различные игры и упражнения на развитие пространственных представлений, которые можно рекомендовать использовать вне занятий ритмикой: конструкторы, лабиринты, графические диктанты.
Опираясь на дифференциацию по степени умственной отсталости, мы можем так обозначить группы детей, требующих разного подхода к осуществлению ритмических занятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жолобова А.А Развитие пространственной ориентировки у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях ритмикой: автореф. выпуск. квалиф. работы (бакалавр. работа) / А. А. Жолобова. — URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2022/ZholobovaAA_2022/ZholobovaAA_10.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
2. Хисаметдинова Г. Р. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно-развивающий курс «Ритмика» для обучающихся 1 дополнительного класса / Г. Р. Хисаметдинова. — URL: https://sh-int-ziyanchurinskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/Kor._1._Ritmika_0.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
3. Архипова С. В., Космачева Т. В. Формирование психомоторных навыков у дошкольников с умственной отсталостью средствами коррекционной ритмики // Проблемы современного педагогического образования, № 59-3, 2018, с. 33-37.