Фрагмент для ознакомления
2
Исследования дефектоскопических рентгенограмм поршневых колец.
Анализ рентгенограмм (рис. 1) показал, что дефекты расположены внутри изделия и распределены неравномерно. Большинство дефектов имеют сравнительно малые размеры, граничащие с пределом чувствительности метода рентгенографии. Лишь в одном случае, в единичном кольце, был выявлен крупный дефект (рис. 1, г). В остальных случаях, размытые области почернения на рентгенограммах указывают на скопления мелких дефектов в этих локальных участках.
При радиальном просвечивании готовых колец выявленные дефекты могут возникнуть либо в самом материале кольца или могут быть расположены на границе раздела материал кольцо/покрытие.
В ряде случае, в результате загрязнения поверхности перед технологической операцией нанесения покрытия, существует вероятность не плотного сцепления покрытия с материалом изделия. Дополнительно проведенные исследования позволили исключить данный фактор из перечня возможных причин почернения в локальных участках на рентгенограммах колец.
а)
б)
в)
г)
Рисунок 1 Изображения рентгенограмм с выделенными областями, содержащими внутренние дефекты
Таким образом, можно сделать предварительный вывод, причиной локального почернения на дефектоскопических рентгенограммах являются относительно мелкие дефекты, сконцентрированные в локальных областях и расположенные внутри материала поршневых колец.
Изучение структуры чугуна методом оптической металлографии
Металлографические исследования выявили неравномерно распределенные поры в отливке (рис. 6).
Поры, представленные на рис. 5 – 10, имеют схожие морфологические особенности, что позволяет понять механизм образования этого типа дефекта в чугуне.
Наиболее распространенный тип дефекта (рис. 5) – узкая, изломанная “щелеобразная” структура, обусловленная дендритным ростом кристаллов. Поры, вероятно, образовались на завершающей стадии затвердевания из-за дефицита жидкого металла.
На рис. 6 показан редкий тип пор, представленный единичными дефектами, которые вероятно вызывают почернение на рентгенограммах колец. Внутренняя поверхность этих пор чистая, а форма поверхности характеризуется рельефом, обусловленным дендритным строением аустенита и округлыми участками эвтектических ячеек шаровидного графита.
В структуре чугуна, помимо крупных пор, присутствуют локальные скопления мелких пор (рис. 7), образующиеся на границе срастания эвтектических ячеек. В поршневых кольцах наблюдается значительное количество таких скоплений, которые классифицируются как микрорыхлоты.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Кравченко И.Н. Применение плазменно-напыленных ферроокислов для поршневых колец автотракторных двигателей / Кравченко И. Н., Пузряков А. А., Катаев Ю. В. [и др.] // Труды ГОСНИТИ. – 2016. – Т. 122. – С. 188-193.
2) Малахов А.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЧУГУНА / Малахов А.Ю., Карелина М.Ю., Перекрестов А.Е., Перекрестова В.А., Магомедов М.-Ш. М., Бутов А.М. // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. - 2022. - №2 (3).
3) Bunaciu, A. A. X-Ray Diffraction: Instrumentation and Applications / Bunaciu, A. A., Udriştioiu, E. gabriela, & Aboul-Enein, H. Y. // Critical Reviews in Analytical Chemistry. – 2015 - 45(4), 289–299.
4) Ferreira R. Tribological solutions for engine piston ring surfaces: an overview on the materials and manufacturing / Ferreira, R., Martins, J., Carvalho, Ó., Sobral, L., Carvalho, S., & Silva, F. // Materials and Manufacturing Processes. – 2019. - 1–23.
5) Liu J. A review on preparation process and tribological performance of coatings for internal combustion engine piston ring / Liu J, Zhang Y, Liao B. //Advances in Mechanical Engineering. – 2023. - 15(5).
6) Rao, X. A review of online condition monitoring and maintenance strategy for cylinder liner-piston rings of diesel engines / Rao, X., Sheng, C., Guo, Z., & Yuan, C. // Mechanical Systems and Signal Processing. – 2022. – 165 - 108385.
7) Zerda, T. W. Surface area, pore size distribution and microstructure of combustion engine deposits / Zerda, T. W., Yuan, X., Moore, S. M., & Leon y Leon, C. A. // Carbon. – 1999. - 37(12). - 1999–2009.