Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. Дошкольный возраст является уникальной возрастной категорией, в рамках которой у детей можно с лёгкостью формировать логическое мышление и алгоритм причинно – следственных связей. В данном направлении педагогической деятельности у педагогов дошкольных образовательных организаций большую роль играют средства информационно – коммуникационные технологии (средства ИКТ), включающий целый спектр мультимедийного инструментария, который является неоценимым воспитательным помощником. Представлена демонстрация наглядного методического примера применения информационно – коммуникационных технологий в познавательной деятельности дошкольников, на примере ГБДОУ № 65 Московского района г. Санкт – Петербург.
Ключевые слова: средства ИКТ, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, познавательная деятельность.
THE USE OF ICT IN THE COGNITIVE ACTIVITIES OF PRESCHOOLERS
Abstract. Preschool age is a unique age category within which children can easily form logical thinking and an algorithm of cause–and-effect relationships. In this area of pedagogical activity, information and communication technologies play an important role for teachers of preschool educational institutions, including a whole range of multimedia tools, which is an invaluable educational assistant. The purpose of this study is to demonstrate a clear methodological example of the use of information and communication technologies in the cognitive activity of preschoolers.
Keywords: information and communication technologies, preschool age, multimedia presentation, logical thinking, creative thinking, digital tools and services.
Информационно-коммуникационные технологии продолжают активно внедряться в российскую систему образования и становятся важной частью учебно-воспитательного процесса учреждения и качественно дополняют профессиональную деятельность педагога образовательных организаций, в том числе дошкольного. На сегодняшний день материально – техническое оснащение образовательных организаций позволяет реализовывать различные формы ИКТ, так как оборудование в виде автоматизированного рабочего места педагога есть практически в каждом учреждении.
В педагогическом словаре, термин информационно – коммуникационные технологии понимается как совокупность средств и методов преобразования данных для получения нового качества информационного продукта. Именно сочетание традиционных педагогических технологий интернета, в своём синтезе, дают новое качество информационного продукта [6, с. 115].
Общие вопросы применения ИКТ в современном дошкольном образовании глубоко изучены в трудах И. В. Вологдиной, Р. А. Конопак, Е. Е. Копченовой и др.
Вопросы методического сопровождения педагогов при использовании ИКТ в деятельности дошкольного учреждения освещены в научных изысканиях В.В. Абашиной, О. А. Болдаревой и др.
Как отмечает А.С. Большова, использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогов открывает принципиально новые возможности для повышения качества дошкольного образования [1, с.131], которое не стало исключением и в образовательном процессе детского сада, где воспитатели применяют ИКТ, прежде всего, для развития познавательной деятельности дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Большова, А. С. Использование информационных коммуникационных технологий в дошкольном образовании / А. С. Большова // Мой профессиональный стартап: Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25 марта 2021 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. – С. 130-132.
2.Вологдина, И. В. Использование современных ИКТ-технологий будущими воспитателями в решении актуальных задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста / И. В. Вологдина, А. Л. Третьяков // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Макарени Александра Александровича, Санкт-Петербург, 23–25 апреля 2020 года. – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2020. – С. 397-403.
3.Вологдина, И. В. Педагогические возможности ИКТ в правовом образовании детей дошкольного возраста / И. В. Вологдина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2019. – № 4(56). – С. 13-24.
4.Вологдина, И. В. Применение ИКТ в современном дошкольном образовании: современное состояние проблемы / И. В. Вологдина // Академия профессионального образования. – 2019. – № 10(89). – С. 45-52.
5.Даниленко, И. А. Анализ готовности дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации / И. А. Даниленко // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Чита, 24–25 ноября 2022 года / Отв. редактор А.И. Улзытуева. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 93-97.
6.Ковалева, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании / Е. А. Ковалева, О. Б. Захарова // Актуальные вопросы современной науки и практики : Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Уфа, 14 сентября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 114-119.
7.Конопак, Р. А. Использование ИКТ в дошкольном образовании / Р. А. Конопак, Е. Е. Копченова // Студенческая наука Подмосковью: Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 05–10 апреля 2021 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. – С. 225-228.
8.Курлыкина, И. А. Развитие познавательной деятельности воспитанников через интеллектуально-творческие игры и проектную деятельность / И. А. Курлыкина // Наука России: Цели и задачи : сборник научных трудов по материалам XVIII международной научной конференции, Екатеринбург, 10 декабря 2019 года / Международная Объединенная Академия Наук. Том Часть 3. – Екатеринбург: НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С. 22-25.
9.Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
10.Хорош А. П. Организация познавательно-исследовательской деятельности с младшими дошкольниками с опорой на зону ближайшего развития: сборник трудов конференции. / А. П. Хорош, С. Ю. Овчинникова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы XIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 142-145.
11.Чамышева, Е. В. Развитие познавательной деятельности дошкольников в игре в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Е. В. Чамышева, А. А. Белоусова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 26–27 февраля 2016 года / Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. – Вольск: ИЦ "Наука", 2016. – С. 327-328.