Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Цифровая трансформация современной системы всех уровней образования является современным этапом развития российской образовательной системы и сторонников такой модернизации гораздо больше, недели приверженцев традиционной формы. Можно утверждать, что в России сейчас на том историческим этапе, когда проходит образовательная революция, ключевым фактором в которой является именно цифровизация.
На данный момент в Российской Федерации полным ходом реализуются мероприятия в рамках Стратегии развития информационного общества, внедрение которой рассчитано до 2030-ого года. Главнейшей целью настоящей Стратегии является «создание условий для формирования Российской Федерации общества знаний» [1]. Для этого, в соответствии со Стратегией, необходимо «развивать человеческий потенциал» [1], начиная с дошкольного возраста, то есть с детского сада.
Тема и проблема цифровой трансформации нашла своё отражение в трудах большого количества учёных в области педагогики, психологии, социологии и философии. Нами выделены те, чьи исследовательские результаты в значительной мере повлияли на анализ и обобщение информации в рамках настоящего исследования.
В. Г. Лапин в своих научных изысканиях говорит о том, что цифровая трансформация – это «это система поддержки ресурсов обучения и менеджмента образовательного учреждения», что подтверждает факт управленческой составляющей понятия «цифровая трансформация» [4, с. 247]. Здесь мы можем говорить о введении системы электронного документооборота, электронных дневниках и журналах, а также многообразия применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
В. П. Горемыкин утверждает, что «цифровая трансформация – это синтез учебного, воспитательного и методического компонентов образовательного процесса при участии цифровых инструментов и сервисов» [7, с. 8].
Современные технологии представляют широкий спектр многообразия цифровых инструментов и сервисов, которые реализуются на онлайн-площадках в открытом доступе в сети интернет. Учебная, воспитательная и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении перестала существовать без цифрового сопровождения.
М. Э. Кушнир утверждает, что цифровая трансформация образования - «это открытая информационная среда, которая обеспечивает эффективность решения образовательных задач» [9, с. 28]. И, если задачами образования является образование и воспитание, то именно информационная среда, организующая процесс цифровой трансформации, становится одним из инструментов в решении проблем образования: время информационных технологий диктует исключительно эти требования.
Представленные выше определения всецело говорят о том, что цифровая трансформация – это образовательная революция, в которой цифровые инструменты и сервисы становятся ключевыми компонентами образовательного процесса и причиной тому является динамично развивающееся информационное общество.
В пределах информационного общества работают все образовательные организации и детские сады здесь не стали исключением: информационно-коммуникационные технологии проникают в образовательный процесс, соответствуя запросам всех участников образовательных отношений. Перед педагогами встаёт проблемный вопрос, заключающийся в организации такого образовательного пространства, где, с одной стороны, всё соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, с другой стороны – сопровождается современными информационно-коммуникационными (цифровыми) технологиями.
Решением данного вопроса является разработка и использования технологии QR-кода при создании творческого проекта в дошкольном образовательном учреждении. Использование QR-кода при организации и разработке творческого проекта в дошкольном образовательном учреждении является инновационной технологией, которая позволяет:
- развивать у воспитанников творческое мышление;
-творчески самовыражаться;
- приобщать детей к научному познанию с ранних лет;
- мотивировать к проектно-исследовательской деятельности;
- объединять всех участников образовательных отношений для достижения единой цели обучения и воспитания;
- проводить воспитательные мероприятия в дистанционном формате;
- готовить к начальному общему образованию компетентного выпускника дошкольного учреждения;
- поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усиливает интерес к событиям в детском саду [2, с. 131].
Данная современная технология в значительной мере развивает интерес у дошкольников к обучению и стимулирует к познанию окружающего мира, а творческий проект даёт возможность самовыражаться и развивать творческое мышление.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы».
2) Айснер, Л. Ю. Цифровизация образования: к вопросу о создании и функционировании цифровой образовательной среды / Л. Ю. Айснер, О. Д. Наумов // Проблемы современной аграрной науки : Материалы международной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2020 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. – С. 391-393.
3) Возможности и практика использования электронной образовательной среды в условиях цифровой трансформации / В. Г. Шведова, Н. Е. Нехаенко, С. С. Попов, К. М. Костенникова // Вестник современных цифровых технологий. – 2023. – № 16. – С. 47-51.
4) Джамалдинова, М. А. Влияние цифровой трансформации на образовательную среду / М. А. Джамалдинова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 3. – С. 246-247.
5) Ковальцова, Т. А. Идея использования QR-кодов в работе с семьями воспитанников в ДОУ / Т. А. Ковальцова, И. В. Чамурлиева, Н. Н. Гливич // Современное образование: проблемы и перспективы : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 09 ноября 2021 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 129-131.
6) Лешер, О. В. Цифровая образовательная среда вуза как РЕСУРС формирования познавательных потребностей студентов / О. В. Лешер, Л. А. Григоренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 166-169.
7) Мироненко, Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е. С. Мироненко // Социальное пространство. – 2019. – № 4(21). – С. 6. – 10.
8) Хамидуллина, А. Р. Использование QR-технологии в образовательном процессе с дошкольниками и во взаимодействии с родителями / А. Р. Хамидуллина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2022. – № 11. – С. 686-689.
9) Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней : Аналитический доклад / Н. Б. Шугаль, Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова [и др.]. – Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. – 164 с.