Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен уличного искусства отражает процессы, происходящие в обществе и политике, является зеркалом и средством диалога через художественные образы и надписи на городских зданиях. Уличное искусство играет важную роль в передаче сообщений, идей и эмоций в городских районах. Коммуникация в искусстве, в частности в форме граффити, имеет богатое историческое и культурное значение.
В современном мире художественные объекты стали более доступны за счет стрит-арта, уличного искусства, которое выражается, как правило посредством граффити, стикер-арта. Каждое изображение на городских улицах несет посыл для невольных наблюдателей такой формы искусства.
Обращаясь к истории, нужно отметить, что уличное искусство не стало новацией наших дней [1]. Так, в Древнем Риме настенные рисунки и надписи свободных художников служили средством выражения изобретательности, эмоций и социально-политических убеждений. Аналогичным образом, в Китае, на Великой китайской стене еще в 16 веке создавались надписи солдатами, которые самовыражались и пытались визуализировать свои переживания [1].
В 20 веке прослеживается изменение явления уличного искусства оставления надписей в замысловатой форме — граффити. Такие надписи выражают уже не просто эмоциональные переживания, а призывы на остросоциальные проблемы. Прежде всего, наибольшее распространение являения граффити получилов в США . Там художники оставляли надписи, чтоб обозначить свои территории и районы влияния, политические взгляды [1]. Известными граффитистами в 90 годах в США считаются Жан-Мишель Баския, известный также как художник — экспрессионист, Леди Пинк. Затем такие надписи стали приобретать популярность по всему миру, в Европе, затем, после 90 годов прошлого века с падением железного занавеса в России. Граффити - недолговечная форма искусства, создаваемая с помощью аэрозольной краски и маркеров на стенах зданий, что накладывает особый отпечаток на стиль. Самым известным творением граффитистов стал рисунок художника Бэнкси в Лондоне «Девочка с воздушным шаром».
Рисунок 1. Граффити в Лондоне в 2002 г.
Чаще всего граффити выполняются яркими красками, что создает своеобразную «вспышку» среди бетонных зданий города и обращает на себя внимание горожан. Как мы видим из примеров, во многих городах мира существует уличное искусство, но в силу менталитета, особенностей культуры восприятие горожан и возможность вступить в коммуникацию, воспринимать такие художественные образы разнятся.
В ходе исследования было выявлено, что в России такое искусство поощряется и даже направляется в определенное тематическое русло [2,3,6] Тем не менее, поскольку законодательно такой вид искусства на городских зданиях не разрешен, некоторые горожане относятся к нему скептически, как к акту вандализма. Поэтому коммуникация в уличном искусстве сложна, многомерна и неоднозначна, она может вызывать споры и разделять общественное мнение. Исследование на тему "Коммуникация в уличном искусстве" является весьма актуальным, поскольку позволяет понять взаимодействие между людьми и их городской средой. Научная значимость данного исследования заключается в том, что оно помогает глубже понять социальную динамику и индивидуальное восприятие в городских пространствах. Изучая взаимодействие между людьми и уличным искусством, исследователи могут получить представление о том, как люди воспринимают, интерпретируют и реагируют на искусство. Это, в свою очередь, может способствовать лучшему пониманию важности художественного выражения в обществе. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении коммуникации в уличном искусстве как динамичного процесса, в котором участвуют не только художники и их работы, но и зрители, а также городская среда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Mouzakiotou S. Graffiti Art. Vandalism Overturning the Image of the Urban Landscape or Scope of Communication between Fellow Citizens? //International Journal of Arts. – 2020. – Т. 10. – №. 2. – С. 33-38
2. https://graffitirussia.com/blog/graffiti-v-rossii
3. Швиндт Ульяна Сергеевна СТРИТ-АРТ И ЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. №61
4. Филатова Е. В. СТРИТ-АРТ–АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА //ББК 20.1 Б40. – 2022. – С. 304.
5. Schacter R., MacDowall L. The World Atlas of Street Art. – Frances Lincoln Childrens Books, 2023.
6. Чегаева, Е. В. стикер-арт / Е. В. Чегаева // Регионы. Города. Ракурсы и параллели : Сборник научных статей Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 31 октября 2018 года / Редколлегия: А.Н. Гуменюк [и др.]. – Омск: Омский государственный технический университет, 2018. – С. 177-183
7. Швиндт У. С. Стрит-арт в восприятии населения крупного города: социологический анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 5.4. 6 : дис. – б. и., 2021
8. Кузовенкова Юлия Александровна МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И ВАНДАЛИЗМОМ: ДИСКУРСИВНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТА // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021, №4
9. Карпова Эльвира Валентиновна, Салмин Леонид Юрьевич ВЛИЯНИЕ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА НА ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ОРЕНБУРГА // Шаг в науку. 2023. №3
10. Мусинова, Н. Е. Граффити: искусство или вандализм? / Н. Е. Мусинова // Культура и искусство в современном образовательном пространстве : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Кострома, 24 марта 2022 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2022. – С. 157-162. – EDN RSNUZI
11. Ветошкина ЮВ, Сальникова АВ. СТРИТ-АРТ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА. Мир науки и искусства.