Фрагмент для ознакомления
2
За последние десять лет информационные технологии весьма активно проникли в образовательную систему дошкольного образования и такая тенденция завоевала доверие всех участников образовательных отношений. Такая модернизация дошкольного образования значительно влияет на личность самого ребёнка.
Информационные технологии предполагают усвоение информации большими объёмами не механических, а осмысленно, применяя логическое и абстрактное мышление. Для того чтобы данный процесс происходил с наименьшими физическими и интеллектуальными потерями, на помощь педагогическому сообществу пришли онлайн-ресурсы.
Проблема использования онлайн-ресурсов в образовании дошкольников освещена в трудах достаточного количества учёных-современников (Л. Л. Босова, С. Г. Григорьев, В. В. Гринкун). Однако, в связи с тем, что онлайн-ресурсы – это динамичное понятие, где информационные технологии находятся в постоянно прогрессивном развитии, особое значение приобретают труды именно современных исследователей, изданные за последние пять лет (Н. В. Соловова, Н.В. Суханкина, Д. С. Дмитриева, В. С. Федотова, ). Поскольку онлайн - ресурсы являются одним из видов цифровых инструментов и сервисов, то наш исследовательский взор также устремлён на научные труды в ракурсе последнего понятия.
Вопросы использования цифровых инструментов, с точки зрения выстраивания коммуникации в дошкольном образовании, широко освящён в научных изысканиях И. А. Сударевой, М. В. Сычёвой и др. Проблемы и возможности использования цифровых технологий в дошкольном образовании рассмотрены в трудах Л. И. Вологдиной, Т. С. Доржиевой, Н. В. Кондрашовой, В. В. Пащенко, И. А. Савенковой, Т. П. Почтарьковой и др. Однако, во всех этих работах касаются лишь вскользь настоящей темы исследования и не конкретизируют исследовательское внимание конкретно на понятии онлайн-ресурсов.
Онлайн-ресурсы – это пакет электронных материалов, используемых в образовательном процессе, для воспроизведения которых требуются специальные мультимедийные устройства [12, с. 25].
Среди онлайн - ресурсов могут использоваться:
компьютерные программы для развития речевых навыков;
онлайн игры для развития речевого дыхания;
интерактивные игры для развития слуха и общей грамотности;
общеобразовательные интерактивные занятия, направленные на постижение знаний об окружающем мире.
Онлайн-ресурсы можно разделить на несколько направлений:
аудиальные – в которых используются только звуковые дорожки;
аудиовизуальные – в них сочетаются звуковая дорожка и видеоряд;
сетевые образовательные ресурсы, интерактивные альбомы и энциклопедии, обучающие онлайн-игры и т.д.
Вышеуказанные виды онлайн-ресурсов, реализующихся в рамках описанных направлений, могут применяться в следующих формах:
демонстрационный метод – показ демонстрационного материала на интерактивной доске;
иллюстративный метод – используется показ фотографий, образцов предметов, схем.
тренинговый метод – направлен на использование онлайн-ресурсов в целях обучения воспитанников определённым знаниям, умениям и навыкам [12, с. 33].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вологдина, Л. И. Цифровые технологии - инструмент педагога дошкольного образования / Л. И. Вологдина // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2022. – № 13. – С. 2-4.
2. Доржиева, Т. С. Проектирование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации / Т. С. Доржиева // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Иркутск, 08–09 декабря 2020 года / Отв. редактор О.В. Удова. – Иркутск: "Аспринт", 2021. – С. 77-81.
3. Икромова, М. Н. Современные средства обучения программированию детей дошкольного возраста / М. Н. Икромова // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 4. – С. 68-73.
4. Кондрашова, Н. В. Новые возможности для профессиональной деятельности воспитателя современной ДОО в информационном пространстве / Н. В. Кондрашова // VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования : Сборник статей съезда, Москва, 17–18 ноября 2022 года / Под редакцией И.М. Логвиновой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. – С. 443-449.
5. Леденева, А. В. Цифровизация образования: понятие, особенности, технологии / А. В. Леденева // Дополнительное образование Оренбуржья: эффективные практики : сборник методических материалов по итогам областной научно-практической конференции, Оренбург, 26 апреля 2023 года. – Оренбург: Без издательства, 2023. – С. 15-19.
6. Литвинова, С. Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации / С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2021. – № 62. – С. 99-112.
7. Оценка опыта внедрения ИКТ в образовательную практику дошкольных педагогов / А. Н. Веракса, М. Н. Гаврилова, А. В. Чурсина, А. Я. Фоминых // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 6(123). – С. 186-195.
8. Почтарькова, Т. П. Использование цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании: возможности и проблемы / Т. П. Почтарькова, В. В. Пащенко, И. А. Савенкова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 4-1. – С. 58-62.
9. Саввина, М. П. Опыт трансляции цифровой образовательной среды дошкольных учреждений в рамках стажировочной площадки / М. П. Саввина // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 151-155.
10. Сударева, И. А. Цифровые инструменты и выстраивание коммуникации в дошкольном образовании / И. А. Сударева, М. В. Сычева // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развития России : Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21 декабря 2022 года – 22 2023 года / Под редакцией А.В. Киевского. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 202-205.
11. Федотова, В. С. Средства создания цифровых образовательных ресурсов : учебное пособие : [16+] / В. С. Федотова ; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. – 128 с.
12. Цифровая педагогика : технологии и методы : учебное пособие / Н. В. Соловова, Н. В. Суханкина, Д. С. Дмитриева, Д. С. Дмитриев ; Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева. – Самара : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет), 2020. – 128 с.