Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что государственная социальная помощь малоимущим выступает одним из основных средств социальной политики и противодействия бедности. Осознание необходимости содействия гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой им самостоятельно сложно найти социально приемлемый выход, означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой функции демократического правового социального государства, гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на достойную жизнь.
Законодательство РФ, регулирующее вопросы социальной защиты малообеспеченных граждан, постоянно подвергается корректировке. Для верного понимания и применения его положений необходимо опираться на доктринальное толкование и интерпретацию судами норм данного законодательства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальной защитой малообеспеченных граждан.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальную защиту малообеспеченных граждан, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы ставится изучение правового регулирования социальной защиты малообеспеченных граждан в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть признаки социального государства в Российской Федерации;
• Изучить понятие малоимущих (малообеспеченных) семьи и одиноко проживающего гражданина;
• Проанализировать государственную социальную помощь;
• Исследовать обеспечение жильем малообеспеченных семей;
• Выявить проблемные аспекты социальной защиты малообеспеченных граждан в Российской Федерации;
• Определить перспективы развития правового регулирования социальной защиты малообеспеченных граждан в Российской Федерации.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно–структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Торетическую основу данной работы составили труды таких авторов как: Антонова Н.В., Волкова Н.С., Путило Н.В., Арзамасцев Н.И., Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е., Бабичев И.В., Есин В.В., Барышникова Т.Ю., Журавлева О.О., Захарова Ю.Б., Казаков В.Н., Миронова Т.К., Пашкова Г.Г., Прожерин И.А., Путило Н.В., Пушкина А.В., Седельникова М.Г., Седельникова М.Г., Пузырева А.А., Черникова Е.В., Слиткова А.Н., Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А., Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В., Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А., Фомин А.А., Чиркин В.Е., Шелудякова Т.В., Щепачев В.А. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативные акты:
Конституция РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и другие.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста, практика судов по анализирумым вопросам.
Научная новизна исследование состоит в том, что данная работа является сравнительно–правовым исследованием основных вопросов социальной защиты малообеспеченных граждан по законодательству РФ. Выявление проблем и вырабтка предложений по соверешенствованию закнодательства в рассмотриваемой области.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования системой социальной защиты малообеспеченных граждан.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы правового регулирования социальной защиты малообеспеченных граждан в Российской Федерации
1.1. Российская Федерация, как социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики для защиты населения. Несмотря на то что, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. Такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти. Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой. Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Таким образом функции социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Отношения по социальному обеспечению складываются в сфере социального обеспечения граждан и формируются в русле реализации государством его социальной политики. В сфере социального обеспечения по формальному критерию можно выделить такой вид, как социально-обеспечительные правоотношения, которые «имеют социально-алиментарный характер, складываются между гражданами и органами социального обеспечения, возникают на основе сложного юридического состава и т.д. В связи с этим правоотношения по социальному страхованию можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые, административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные».
В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:
1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:
- пенсионное страхование;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);
- страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;
2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;
3) отношения по предоставлению пособий;
4) отношения по социальному обслуживанию.
Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
По своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должны приниматься государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом реализация данного права осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.
Право на каждый вид социального обеспечения как элемент в содержании комплексного права на социальное обеспечение гарантируется государством путем проведения им соответствующей социальной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Конкретное содержание права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В то же время, как справедливо отмечается, отнесение решения указанных вопросов к прерогативе законодателя не предполагает освобождение государства от конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков, а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере, основанных на балансе между социальными потребностями населения и экономическими возможностями государства на конкретном этапе его развития.
Исполнение государством соответствующей обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и предполагает функционирование государственно-правового механизма, предназначенного для предупреждения нарушений в этой сфере, а также восстановления прав и свобод в случаях их нарушения.
Основными принципами российской социальной политики следует считать: 1) защиту социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактику негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивную ответственность органов публичной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.
Получение гарантированного социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности признается одним из важнейших социально-экономических прав, закрепленных на конституционном уровне. Соответственно ключевой задачей государства является создание эффективного механизма реализации этого права. Как справедливо
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
5. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.04.2003, № 14, ст. 1257.
6. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
9. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822
11. Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3617.
12. Паспорт Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.
13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (ред. от 31.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть II), ст. 373.
14. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. 9 мая.
15. Закон Нижегородской области от 08.01.2004 г. №1-З «Об адресной социальной государственной социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Закон Московской области от 30.12.2013 № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 6, 17.01.2014.
17. Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 56, 01.04.2006.
18. Постановление Правительства Москвы от 22.07.2008 № 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 44, 05.08.2008.
19. Постановление Администрации Костромской области от 5 ноября 2014 г. № 448-а «О реализации Закона Костромской области «О государственной социальной помощи в Костромской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
20. Порядок оказания социальной помощи (утв. Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2) // Губернские вести. 2009. 6 февраля.
21. Письмо Роспотребнадзора от 25 января 2016 г. № 01/680-16-32 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // СПС «КонсультантПлюс».
Судебная практика:
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2012 г. № 23-П // СЗ РФ. 2012. № 45. Ст. 6313.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 13-П // СЗ РФ. 2018. № 15 (часть V). Ст. 2237.
24. Апелляционное определение Кировского областного суда от 22 ноября 2016 г. по делу № 33-5369/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26 февраля 2015 г. по делу № 33-833/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 15.05.2012 по делу № 33-2639/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 17 марта 2016 г. по делу № 33-5946/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. № 2-526/2015 // URL: http://sudact.ru. Дата обращения 15.05.2021.
29. Решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2017 г. № 2-3063/2017 // URL: http://sudact.ru. Дата обращения 15.05.2021.
30. Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2015 г. № 2-1346/2015 // URL: http://sudact.ru. Дата обращения 15.05.2021.
Научная и учебная литература по теме раюоты:
31. Антонова Н.В., Волкова Н.С., Путило Н.В. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2020. С. 172.
32. Арзамасцев Н.И. Совершенствование механизма реализации конституционного права граждан на жилище // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2018. № 1. С. 10.
33. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
34. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. 256 с.
35. Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2018. Вып. 10. С. 108.
36. Гусева Т.С., Семянникова Д.А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10 - 16.
37. Журавлева О.О. Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности vs принцип адресности // Финансовое право. 2020. № 9. С. 11.
38. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1. С. 24.
39. Журавлева А.В. Адресность социальной поддержки российского населения // Научные записки Орел ГИЭТ. 2018. № 3(27). С. 69 - 74.
40. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. С. 31.
41. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)? // Азбука права: электрон. журн. 2021.
42. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 155.
43. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2018. № 10(238). С. 23.
44. Пушкина А.В. Защита права человека на жилище в РФ // Права человека в изменяющемся мире: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Т.А. Сошникова, Е.А. Карпов, Н.В. Колотова. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2018. С. 227.
45. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения // Проблемы общей части права социального обеспечения. М., 2018. С. 49.
46. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 1. С. 31.
47. Слесарев С.А. Благотворительность // СПС КонсультантПлюс. 2021.
48. Слиткова А.Н. Социальный контракт как инструмент сохранения экономической устойчивости семьи: Опыт регионов. М.: ЛексПраксис, 2018. С. 6.
49. Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А. Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: некоторые проблемы правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 16.
50. Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия. М.: РГУП, 2019. С. 134 с.
51. Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 41.
52. Фомин А.А. Принципы социальной политики Российской Федерации в сфере преодоления бедности // Социальное и пенсионное право. 2019. № 3. С. 28.
53. Чиркин В.Е. Социальный гуманизм в конституционном праве // Гуманистический фактор в современном праве: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. С. 53 - 59.
54. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2018. № 3. С. 15.