Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь обращает на себя внимание развитие непроизвольного внимания, которое ранее, как правило, было развито недостаточно. Важным этапом психического развития является формирование эмоционального отклика. Это является мощным стимулом к дальнейшему развитию. Ребёнок воспринимает окружающий мир эмоционально, поэтому эмоциональное развитие очень важно для ребенка. Поэтому эмоциональный интеллект, эмоциональную память, различные впечатления, необходимо активно задействовать в рамках воспитательного и образовательного процесса младших школьников [13].
Формирование новых психических новообразований открывает многочисленные перспективы для самого ребенка, также раскрывает новые возможности для организации учебно-воспитательного и педагогического процесса.
В младшем школьном возрасте активно формируются межличностные отношения, образуются такие качества, как доброжелательность, любовь к близким, дружба, ответственность, а также различные социальные интересы и взгляды. Постепенно возникает такое понятие, как чувство долга, ответственности, чести, ребенок приобщается к моральным и нравственным ориентирам. Важная роль в начальной школе отводятся нравственному и духовному воспитанию личности, формированию социально-значимых качеств, развитию социального переживания, эмоциональной отзывчивости и эмпатии. В основном знакомство ребенка с окружающим миром происходит при помощи различных видов деятельности, а также в процессе творческого созидания. В процессе деятельности происходит дальнейшее развитие различных качеств ребенка, в том числе: воображения, внимания, мышления, восприятия [3].
Для современной системы образования характерен высокий уровень гуманизации образовательного процесса. Это подразумевает, что образовательный процесс должен быть направлен на формирование гармоничной, всесторонне развитой и полноценной личности. Для того, чтобы реализовать эту задачу, необходимо выработать качественно новый подход к организации учебы, формированию ценностного отношения детей к чему-либо, и в первую очередь, к учебе, труду, другим людям [1].
Анализируя понятие «ценностное отношение», можно заключить, что его формирование происходит только при условии сопричастности, и включения в активную деятельность. То есть, в основе этого понятия лежит единение, взаимосвязь, интеграция. То же самое относится к формированию ценностного отношения к труду. Чтобы сформировать у детей такое отношение, необходимо, прежде всего, задействовать детей в различных видах деятельности [4].
Именно младший школьный возраст является сенситивным периодом в развитии целостных представлений об окружающем мире. Кроме того, формирование таких представлений будет протекать легко в связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте восприятие все еще остается целостным, и объединение знаний из различных предметных областей ложится на естественную основу, происходит непринужденно [7].
В процессе осуществления различных видов деятельности, существенно расширяется объем знаний, горизонты восприятия. Все это имеет положительное воздействие как на физические, так и на психические способности учащихся, способствует повышению мотивации к обучению и дальнейшему осуществлению трудовой функции. На основе объединения и практического применения знаний, полученных в ходе учебной деятельности, в процессе труда, формируются различные мыслительные процессы, такие как анализ, синтез, обобщение, классификация. В результате развивается способность к абстрактнному мышлению, развиваются интеллектуальные качества [1].
Кроме того, в процессе деятельности учащийся продолжает познавать различные сферы объекта, изучает его с различных позиций, открывает с новых сторон [24]. То есть, можно утверждать, что в определенной степени, созидательная деятельность, творческая активность, способствует закреплению имеющихся знаний и возможности их закрепления, показывает практическое применение знаний на практике. Соответственно, в определенной мере деятельность выступает в качестве средства, которое стимулирует интеллектуальные способности учащихся [3].
При этом ребенок переживает различные субъективные чувства и переживания, которые способствуют дальнейшему эмоциональному, личностному и психическому развитию. В процесс деятельности возрастает заинтересованность предметным обучением. Активные виды деятельности позволяют повысить мотивацию и уровень познавательной активности, как к отдельному предмету, так и к процессу обучения в школе в целом. Важным компонентом деятельности является формирование целостной картины мира, способность выделять отдельные взаимосвязи и отношения между различными объектами, являющимися частями единого целого [6].
Для младшего школьного возраста характерно стремление к активным видам деятельности, творчеству, созданию чего-либо нового. Дети хотят быть сопричастными к чему-либо новому, им важно взаимодействие как между собой, так и со взрослыми. Поэтому в процессе организации учебно-воспитательной деятельности для детей, необходимо сочетать обучение с различными практическими видами деятельности. Построение предметного обучения по принципу интеграции знаний с трудовой (практической) деятельностью соответствует задачам современного образования и представляет собой систему личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития системы образования именно такой подход должен быть главенствующим [5].
Важная роль отводится созидательной деятельности детей младшего школьного возраста, в рамках которой учащиеся становятся сопричастными с шедеврами мирового искусства, мировой культуры, могут сами создать объекты, представить результат собственного труда [8]. Важно, чтобы каждое такое занятие заканчивалось для учащихся созданием чего-то нового, оригинального, то есть имел конкретный видимый результат. Это может быть картина, приготовленное блюдо, сшитое изделие, выращенное растение, сделанная поделка или аппликация и т.д. При этом труд раскрывает возможности для творчества, самореализации, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, продемонстрировать уникальность. В процессе деятельности открываются уникальные возможности для интеграции нескольких образовательных областей, а также для интеграции нескольких областей искусства [9].
В процессе различных видов деятельности удовлетворяется познавательный интерес учащихся, происходит развитие различных сфер, формируется мышление, память. Ребенок познает предметы, познает способы их создания. Ребенок анализирует отдельные свойства предмета, познает их в целом. Это способствует формированию таких качеств, как анализ, синтез, целостное восприятие. Формируется восприятие (зрительное, тактильное, сенсорное, обонятельное, слуховое). Кроме того, деятельность, как правило, осуществляется в процессе общения, что формирует у детей потребность в общении, развивает коммуникативные навыки, способствует умению договариваться, организовывать совместную деятельность, согласовывать свои действия с другими. В процессе активной деятельности происходит формирование коммуникативных навыков, дальнейшее развитие речи, мотивации к общению, вырабатываются навыки эффективного взаимодействия [18]. Посредством речи ребенок получает важную информацию об окружающем мире, получает ответы на интересующие его вопросы. Постепенно происходит развитие новых умений и навыков. Ребенок более внимательно изучает свойства предметов, обращает внимание на детали, а не только общие закономерности.
Речевая деятельность, а также различные виды созидательной и преобразующей деятельности, способствуют дальнейшему развитию ребенка, в особенности, развитию мыслительных процессов, и различных типов мышления, например, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и т.д. Важная роль в этом отводится осуществлению ребенком наблюдения, экспериментальной деятельности [22].
Таким образом, младший школьный возраст, который приходится на период обучения ребенка в начальной школе, является важным и ответственным этапом жизни ребенка. Именно в этот период происходит стремительное развитие ребенка во всех сферах, формируются многие психические новообразования. В этот период происходит становление ребенка как личности, закладывается основа будущих качеств взрослого человека. В младшем школьном возрасте происходит смена ведущего вида деятельности. Так, игровая деятельность постепенно утрачивает свое ведущее значение, тогда как на первый план выступает учебная деятельность [10].
У детей появляется естественная потребность в познании, открытии новых знаний, стремление к освоению различных видов деятельности, интенсивно развиваются психические качества, коммуникативные и личностные качества. В этот период происходит становление личности, дети усваивают социально приемлемые образцы поведения, приобретают социальный опыт. Именно поэтому период обучения в начальной школе является важной степень в системе школьного образования, что требует постоянного совершенствования педагогического процесса и поиска оптимальных путей и способов организации учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение детей естествознанию в этот период является как никогда актуально. Естествознание в начальной школе начинается с предмета «Окружающий мир».
1.2. Способы и особенности формирования у младших школьников представлений о миграции птиц
На уроках окружающего мира можно применять различные формы организации учебного процесса. Традиционно применяется классно-урочная форма, при которой урок является основным способом организации учебной работы. Однако, предмет «Окружающий мир» раскрывает огромные возможности, как перед учащимися, так и перед учителем. Урок не ограничивается классным кабинетом. Рассмотрим основные формы организации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир».
Экскурсия - это форма организации учебной деятельности, позволяющая проводить наблюдения, изучать природные явления и процессы непосредственно в окружающей среде, естественных условиях.
Экскурсии бывают вводные, текущие, обобщающие [20].
Вводные экскурсии подразумевает такую форму организации экскурсии, при которой учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях. На последующих занятиях продолжается более детальное изучение этих объектов и явлений. Вводная экскурсия направлена на формирование образных представлений, которые в дальнейшем будут рассматриваться как новые понятия.
Текущая экскурсия подразумевает знакомство непосредственно в природе с изучаемыми объектами и явлениями.
Обобщающие экскурсии, как правило, проводятся в конце изучении темы или раздела. Они направлены на подведение итогов, закрепление полученных знаний. Дети наблюдают, исследуя все природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. Такой тип экскурсий способствует конкретизации, закреплению и систематизации знаний, полученных при изучении темы [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля/ Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
2. Александрова Е. А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе // Директор школы. - 2018. - №4. - С. 73-77.
3. Альгина Т.Д. Развитие гибкости мышления обучающихся на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №4. – 2017. - С.91-94.
4. Антилогова Л.Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников // Педагогические науки. - №2. – 2016. - С.130-135.
5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
6. Битянова М. Р Порошинская Л. Г. Формирование универсальных учебных действий: проектирование и экспертиза. –М.: Московский ценрт качества образования, - 2013. –104 с.
7. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей. Практическое пособие/Т. М. Бондаренко. - Москва: ИП Лакоценина, 2012. - 132 с.
8. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - 98 с.
9. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 21–23.
10. Бояркина М.В. Методологические основы становления нравственности в гендерном воспитании личности // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №63(2). - С. 75-78.
11. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология) / Б.С. Волков. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 511 с.
12. Волковицкая Г.А. Мотивационный потенциал личности: опыт социологического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. - №1. - С. 355-363.
13. Воропай Е. В. Методические рекомендации в помощь учителю. -Благовещенск: Издательство ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2018. – 256 с.
14. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич. -М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015. - 320 с.
15. Дергаева С.С. Гуманистические термины и их отражение в педагогических журналах второй половина ХIХ века // АНИ: педагогика и психология. - №1 (14). – Т. 5. – 2016. – С.45-48.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 2017. – 368 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысле: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2017. –152 с.
18. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2015. - № 9. - С. 69.
19. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 496 с.
20. Кондратьева Н.В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №4. – 2016. – С. 46. - 51.
21. Корнеева Е. Н., Коротаева А. И. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). - 2015. - № 1. - Т. II. - С. 106–110.
22. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2017. - № 7.- С. 28.
23. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. - № 6. – С. 41.
24. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Информационные творческие проекты как средство развития личности младших школьников // Педагогическое образование в России. - №5. – 2014. – С.45-49.
25. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 216 с.
26. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Шумаковой Н. Б. –М.: Просвещение, 2018. –157 с
27. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Энциклопедия гуманитарных знаний. - №2. – 2014. – С. 304 – 307.
28. Симбирцева Н.А. Какая она – современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Приглашаем к дискусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102.
29. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Бо-рытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).