Фрагмент для ознакомления
2
В целях подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы был проведен множественный регрессионный анализ (МРА) (см. приложение 4).
На основе данного анализа при рассмотрении модели по такой характеристике, как «дифференциация эмоциональной сферы», было обнаружено, что по показателям: «Авторитетный стиль воспитания» (мать) (β=1,003, при р≤0,01), «Эмоциональная близость ребенка к родителю (мать)» (β=0,716, при р≤0,01), а также «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (отец)» (β =0,117, при р≤0,1), «Последовательность родителя (отец)» (β =0,661, при р≤0,01), наконец, «Тревожность за ребенка (мать)» (β = - 0,124, при р≤0,01) получены были значимые регрессионные β-коэффициенты. Это позволяет заключить, что эти показатели стилей семейного воспитания родителей и авторитетный стиль семейного воспитания играют положительную роль формировании дифференциации эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Иными словами, при наличии авторитетного благоприятного стиля семейного воспитания, находящим свое проявление в эмоциональной близости дошкольника к родителю, наличии его удовлетворенности отношениями с родителем, в эмоциональной сфере будет формироваться норма, то есть когда дошкольник предпочитать будет именно позитивные эмоции и одновременно отвергать негативные. В свою очередь повышенная тревожность со стороны матери за ребенка будет негативным образом сказываться на дифференциации эмоций, что может привести к тому, что старший дошкольник склонен будет концентрироваться на негативных эмоциях.
В свою очередь в показатели эмоциональной сферы, как «Амбивалентность в проявлении эмоций» вошли такие статистически значимые особенности семейного воспитания, как: «Отсутствие сотрудничества (мать)» (β=0,380, при р≤0,01, «Не последовательность родителя (мать)» (β=0,208, при р≤0,05), а также «Либеральный стиль семейного воспитания (мать)» (β= 0,458, при р≤0,01). То есть эмоциональная близость, требовательность родителя, последовательность в воспитании, сниженная тревожность родителей за ребенка формируют у последнего уверенность в себе. В случае наличия в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста амбивалентности дети, не показывают различий в предпочтении негативных и позитивных эмоций, они их обозначают одним и тем же цветом, при том, как либеральный стиль семейного воспитания, отсутствие у родителей сотрудничества со старшим дошкольником, отсутствие последовательности в запретах, требованиях, санкций со стороны родителей эту ситуацию только усугубляют.
Рассмотрение связей по такому показателю эмоциональной сферы, как «инверсия в отношении эмоций» показывает статистически значимые регрессионные β – коэффициенты по показателям: «конфронтация в семье (отец)» (β = - 0,145,при р≤0,1), «отвержение ребенка (отец)» (β= - 0,204,при р≤0,05), «непоследовательность родителя (Мать)» (β = - 0,577,при р≤0,01). То есть отвержение родителем ребенка, непоследовательность в воспитательной тактике матери, а также отсутствие единой позиции непосредственно со стороны родителей в плане воспитания формирует у ребенка инверсию в отношении эмоций. В этом случае инверсия в первую очередь подразумевает некий дискомфорт, дезадаптацию дошкольника в отдельной сфере; повышение у него тревожности, отсутствие ощущения безопасности. При этом ели ребенок предпочитает «сердитость и злость» и одновременное отвержение им «интереса ко всему, удивления» может свидетельствовать о наличии психологической защиты, протесте против строгих требований со стороны взрослых, а также отсутствии интересов или их рассеянности.
Рассмотрение такого показателя волевой сферы, как «выдержка» показывает наличие статистически значимых регрессионных β-коэффициентов по показателям стилей семейного воспитания дошкольников: «авторитетный стиль воспитания» (отец) (β=0,698, при р≤0,01), «мягкость родителя (отец)» ( и β =-0,215,при р≤0,01), «требовательность родителя (мать)» ( β =0,140,при р≤0,1), «автономность-контроль по отношению к ребенку (отец)» (β =0,137, при р≤0,1), «тревожность за ребенка (мать)» (β =-0,113,при р≤0,1), «эмоциональная близость родителя к ребенку (мать)» (β =0,182,при р≤0,05), «последовательность родителя (отец)» (β=0,171, при р≤0,01). То есть можно сказать, что авторитетный стиль семейного воспитания, который проявляется в требовательности, последовательности, а также эмоциональной близости положительным образом влияет на развитие у старшего дошкольника выдержки, при том, как отрицательные β-коэффициенты по таким показателям, как: тревожность за ребенка и строгость в конечном итоге ведет к блокированию в развития у ребенка выдержки.
При рассмотрении характеристики «самостоятельность» были получены статистически значимые регрессионные β-коэффициенты, а также корреляционные связи по таким показателям, как «либеральный стиль воспитания» (мать) (β=-0,128, при р≤0,05), «непоследовательность родителя (мать)» (β=- 0,332, при р≤0,01), «отсутствие сотрудничества (отец)» (β =-0,177, при р≤0,1), а также «удовлетворенность отношениями с ребенком» (β =0,235, при р≤0,05). Отрицательные β-коэффициенты, выявленные в рамках либерального стиля семейного воспитания, а также отдельных его показатели: непоследовательность в предъявлении требований к ребенку, отсутствие сотрудничества родителей и ребенка, запреты и санкции. Все это может способствовать заметному снижению у старшего дошкольника решительности. При этом контроль относительно старшего дошкольника, а также удовлетворенность отношениями с ним, в качестве отдельных показателей авторитетного стиля влияют на развитие у ребенка самостоятельности положительно.
Рассмотрение такой характеристики, как «решительность» показывает, что статистически значимые регрессионные β-коэффициенты прослеживаются по показателям: «нетребовательность родителя (отец)» (β = 0,524, при р≤0,01), «либеральный стиль воспитания» (мать) (β=-0,539, при р≤0,05), «мягкость родителя (мать)» (β= - 0,200, при р≤0,05), а также «непоследовательность родителя (мать)» (β = - 0,292, при р≤0,01). То есть нетребовательность, а также повышенная мягкость и имеющая место непоследовательность в предъявлении требований к старшему дошкольнику, в качестве показателей либерального стиля семейного воспитания, препятствуют формирование у ребенка выдержки.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что авторитетный стиль семейного воспитания, а также его отдельные показатели положительным образом сказывается в формировании эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. В свою очередь либеральный стиль семейного воспитания способствует повышению у дошкольника амбивалентность в отношении проявления эмоций, а также препятствует развитию у старшего дошкольника таких значимых волевых качеств, как решительность и самостоятельность. Наконец, авторитарный стиля семейного воспитания негативным образом сказывается на формировании у старших дошкольников эмоционально-волевой сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. С. 131-140.
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2017. 246 c.
3. Андреева О.В., Лупандин В.И. Особенности психоэмоциональной сферы детей // Объединен. науч. журн. 2005. № 21. С. 52-56.
4. Андреева О.В. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. 164 с.
5. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. 278 c.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 5-е изд. СПб., 2016. 244 с.
7. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 14-19
8. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. 242 c.
10. Выготский Л.С. Психология. М.: Владос, 2013. 434 с.
11. Гераскина Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2018. 106 с.
12. Гераськина О.А. Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3. С. 43-51.
13. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь. 2015. 244 с.
14. Гонина О.О., Новикова С.Б. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития детей // Вестник экспериментального образования. 2020. № 3. С. 21-28.
15. Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 10. С. 86–90. URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm. - (дата обращения 07.06.2021).
16. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. СПб: Медицина, 2012. 216 с.
17. Иванова Н.Н., Мякота Т.А. Специфика эмоционально-волевой сферы дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2015. №3. С. 255-260
18. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития, 2016. 210 с.
19. Кле М. Психология детей и подростков. М.: Педагогика, 2011. 176 с.
20. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 16-23.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Академия, 2017. 344 с.
22. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2017. 432 с.
23. Мухина В. Детская психология: учеб. пособие. М.: Линка–Пресс, 2015. 386 с.
24. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М: Педагогика 2018. 198 с.
25. Петровский А.П. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 2001. 96 с.
26. Петровский В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1996. 198 с.
27. Психология и педагогика: учеб. пособие / сост. И.А. Романова. – 6-е изд. М.: Экзамен, 2016. 228 с.
28. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / сост. С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. М.: ВЛАДОС, 2016. 288 с.
29. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
30. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2015. 672 с.
31. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет, 2001. 64 с.
32. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Юрайт, 2015. 320 с.
33. Семья в психологической консультации / под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 2009. 208 с.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 322 с.
35. Хилько М.Е., Ткачева М.Е. Возрастная психология. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
36. Чумаков М.В. Развитие эмоционально-волевой сферы личности: учеб. пособие. Курган: Курганск. гос. ун-т, 2016. 127 с.
37. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО6Пресс, 2017. 512 с.
38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2012. 656 с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Наука, 2009. 388 с.
40. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 2015. 274 с
41. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1-103.
42. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989. P. 349-378.
43. Galambos N., Barker E., Almeida D. Parents do matter: Trajectories of change in externalizing and internalizing problems in early adolescence // Child Development. 2003. Vol. 74, № 2, P. 578-594.