Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время общепризнанным фактом является то, что образовательно-воспитательный процесс строится на основе компетентностного подхода. Его сущность предполагает изначальную смену формулировки целей обучения, по сравнению с традиционной отечественной парадигмой обучения и воспитания, на основе которой, выстраивалась система образования до 90-х гг. XX века.
В настоящее время цели обучения с ориентировкой на представление об ожидаемых результатах обучения представляются как совокупность компетенций, которые отражают разные уровни задач обучения, воспитания, образования34. Компетентностный подход можно охарактеризовать как попытку привести в соответствие образование и потребности современного общества. Данная парадигма предполагает такое образование, результаты которого признаются значимыми за пределами системы этого образования. В рамках компетентностного подхода, содержание образование направлено на развитие компетентности обучаемых на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности и установления базовых компетенций.
Г.Селевко, определяет компетентностный подход как постепенную переориентацию образовательных принципов с преимущественной передачей знаний и формированием навыков на создание условий для владения комплексом компетенций, которые определяют потенциал, способность к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-экономического и коммуникативного пространства39.
А.В.Хуторской утверждает, что для современного этапа образования актуальна проблема социального и личностного заказа на образование, что и обуславливает необходимость внедрения компетентностного подхода [44].
Н.Л.Гончарова отмечает, что базовыми категориями этого подхода являются паронимические понятия компетентность и компетенция. Будучи междисциплинарными, они имеют общие и категориальные признаки и специфические черты, а содержание их является объектом бурных дискуссий в научных кругах. В теории и методике современного образования данные термины часто употребляются неоднозначно и не разграничиваются. Например, лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, а психологи – компетентности11.
Рассмотрим некоторые из них.
Э.Шорт дает следующее определение компетенции – это владение ситуацией в условиях меняющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействие среды и изменять ее19.
По мнению Т.Е.Исаевой, компетенция – это сложное явление, которое определяет качество восприятия человеком действительности и подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций. Автор также указывает, что компетентность обладает определенными свойствами: способность личности использовать полученные знания и умения, воплощать новые смыслы, новую информацию, объекты действительности, при непрерывном личностном самосовершенствовании20.
У Дж.Равена компетентность определяется в качестве особой способности качественно реализовывать конкретные действия в рамках предметной области. Компетентность включает предметное знание и предметные навыки, способы мышления и осознание ответственности за свои действия. Автор рассматривает «высшие компетентности», предполагающие присутствие у индивида высокого уровня инициативы, способность организовывать людей, готовность оценивать социальные последствия своих действий и т.д. 33.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Статья 28. Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования Режим доступа : https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/195-prof-standarti-spo
3. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 300 с.
4. Белкина В. Н. Технологическая и мониторинговая составляющая процесса развития профессиональных компетенций у студентов в условиях непрерывного педагогического образования / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого–педагогические науки). – С. 186–191.
5. Бордовская Н.В. Педагогика [Электронныйресурс] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/ Pedagog/ Bordo/02.php. (дата обращения 02.08.2021)
6. Болотов В.А. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 175 с.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы // http://минобрнауки.рф
8. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
9. Белова Н.Г., Шевченко А.Е. Независимая оценка качества образования в колледже: первый опыт // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XII Межд. научно-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1 / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – М.; Челябинск : изд-во ЧИППКРО, 2013. 285 с. С.52-56
10. Барнакова Л.Л. Независимая оценка результатов образования выпускников СПО: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 25 с.
11. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения 3.08.2021).
12. Ершова Н.Н. Управление формированием профессиональных компетенций в колледже на основе педагогического мониторинга. – дисс.канд.пед.наук. – Тольятти, Тольяттинский государственный университет, 2016. – 211 с.
13. Ефремова Т.Ф. Новый толково–словообразовательный словарь русского языка. [Электронный ресурс] / Т.Ф. Ефремова. – Режим доступа: http://efremova.slovaronline.com/ (дата обращения 01.08.2021).
14. Зачесова Е.В. Подходы к формированию КОС /оценке результатов освоения ПМ [Электронный ресурс]. - URL: soprof.ru>index/fgos/0-190 (дата обращения 01.09.2021).
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский // Академия. – 2001
16. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе12тентностного подхода в образовании: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
17. Зотова Н.К. Сущность педагогического проектирования [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. 2 2005. Приложение: гуманитарные науки. С. 127-132. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/040_pril/pdf/21.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
18. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). М.: Логос, 2012. 280 с.
19. Знаменская О.В. Островерх О.С., Рябинина Л.А., Хасан Б.И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // Вопросы образования. – 2009. – № 3. – С. 53–76.
20. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - № 9.
21. Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования / В.А. Кальней,– Издание 3–е, исправленное и дополненное. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
22. Колычева Н.Н. Опыт независимой оценки и сертификации компетенций выпускников образовательных учреждений НПО и СПО Свердловской области образовательной программы «Парикмахер» // Оценка качества образования в современном образовательном учреждении: опыт, проблемы, перспективы : сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Оценка качества обучения в образовательных учреждениях», 11-12 октября 2012г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. 2012. – 228 с. С.111-115.
23. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. – М.: Знание. – 1980. 96 с.
24. Матрос Д. Ш., Менеджмент качества в школе на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. –– М.: Центр педагогического образования, 2008 - 288 с.
25. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста - преподавателя : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Сходня, 2004. – 436 с.
26. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования. //Под научной редакцией В. К. Андреева. Казань. Изд–во «Центр инновационных технологий», 2007. –371 с.
27. Мониторинг учебно–предметных компетенций в начальной школе / под ред. П.Г Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. – М. : Университетская книга, 2007. – 112 с.
28. Панасюк В. П., Шапоренкова, Г. А., Головичер, Г. В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учебно‐методическое пособие. – СПб.‐М.‐Салехард: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКР, 2007. – 182 с.
29. Патрахина Т.Н. Стратегический менеджмент образовательного учреждения: особенности, структура, практика // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. Книга 3. Краснодар, 2012. С. 102-129.
30. Патрахина Т.Н. Swot-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации //Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Т.7. №2 (март-апрель 2015). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-kak-instrument-planirovaniya-strategii-obrazovatelnoy-organizatsii
31. Педынина Е.И. Внешний аудит как средство оценки качества образовательной деятельности (на примере организаций среднего профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ-2015. 24 с.
32. Прикот О.Г. Дополнительное профессиональное образование и «Закон о непрерывном образовании» // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2017. № 1 (5). С. 58 - 65.
33. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
34. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. С.31-37.
35. Рыбалко Т.Г. Публичная отчетность как процедура независимой оценки деятельности образовательного учреждения // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XII Межд. научно-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1 / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2013. С. 62-65.
36. Репкин В.В. О системе психолого–педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. – №1. С. 13–24.
37. Савина Л.Н, Керженцева Т.В. Современные технологии оценки качества общего образования // Мониторинг и оценка качества общего образования: региональный опыт : сборник методических материалов /ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова,А. С. Майорова, Е. П. Тронза ; под редакцией Е. Н. Мясищевой. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 87 с. С.42-46
38. Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 2 — Педагогика. Психология.
39. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4.
40. Третьяков П.И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем //«Проблемы педагогики и психологии», №4,2012. – с.295-297.
41. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009 . – 80 с.
42. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
43. Харин А.А., Коленский И.Л., Харин А.А. мл. Управление инновационными процессами. Учебник для образовательных организаций высшего образования. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. 472 с.
44. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. -2003. - № 2. – С.58-64.
45. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дис. … доктора психологических наук. М., 1992. 39 с.
46. Чудинова Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности школьников методом включенного наблюдения // Вестник Международной Ассоциации. – 1997. – № 3.
47. Шишов С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 206 с.
48. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings / ed. By Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. – P.22