Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Особенности профессиональных компетенций и их структура в системе профессионального образования 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся СПО 17
1.3 Формирование профессиональных компетенции в учреждениях среднего профессионального образования 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ СПО: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 33
2.1 Начальный уровень профессиональных компетенций 33
у обучающихся СПО 33
2.2 Система практических занятий и педагогические условия, направленные на формирование профессиональных компетенций 39
2.3Эффективность предложенной системы занятий и педагогических условий 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Фрагмент для ознакомления
2
Разработанная в исследовании Э.Р. Бареевой модель формирования профессиональных компетенций студентов СПО включает следующие компоненты [5]:
1) концептуальная основа, представляющая собой методологическое обоснование учебно-воспитательного процесса, а именно: личностно-деятельностный, системный, а также культурологический подходы;
2) целевой компонент, который описывает задачи содержательно-технологического обеспечения формирования профессиональных компетенций студентов СПО;
3) операционально-деятельностный компонент, который включает в себя совокупность различных условий (организационно-педагогические, дидактические, а также психологопедагогические), средства и методы формирования профессиональных компетенций;
4) определенный содержательно-технологический компонент, который включает учебно-методические модули, составленные согласно с требованиями компетентностного подхода, а также диагностику уровней сформированности у студентов профессиональных компетенций;
5) результативный компонент, который включает анализ результатов учебно-воспитательного процесса, а также мониторинг произошедших изменений в уровне сформированности у студентов СПО профессиональных компетенций в процессе подготовки специалистов требуемой квалификации.
Согласно с современными представлениями под понятием «модульное обучение» принято понимать такую технологию обучения студентов, в которой в качестве основных средств выступают модуль и модульная программа. При этом основополагающим понятием можно назвать образовательный модуль. Под модулем в рамках ФГОС СПО подразумевается целостный набор необходимых для освоения умений, знаний, а также отношений и опыта (или компетенций), которые описаны в форме требований, которым должен соответствовать студент СПО по завершению модуля, и являющий собой некую составную часть более общей функции [41, c. 80].
Именно модуль в качестве новой структурной единицы в содержании профессионального образования занимает центральное место, так как требования к результатам обучения студентов СПО формулируются в качестве перечня видов профессиональной деятельности, а также соответствующих профессиональных компетенций. В ходе обучения студент СПО в первую очередь должен приобрести практический опыт, опирающийся на комплексно осваиваемые им умения и знания. Такая последовательность приоритетов прописана в тексте ФГОС СПО в том разделе, где описываются требования к содержанию и структуре программы подготовки специалистов среднего звена (то есть ППССЗ). При этом каждый модуль осваиваться может независимо, а их совокупность помогает достичь в профессиональной сфере итоговой компетентности [42, c. 116].
Также именно в рамках модулей происходит осуществление комплексного, синхронизированного изучения как теоретических, так и практических аспектов каждого отдельного вида профессиональной деятельности. В этом случае происходит не столько сокращение по своему характеру избыточных теоретических дисциплин, сколько именно пересмотр их содержания, так называемое «отсеивание» излишней теории и рациональное перераспределение объема непосредственно в пользу действительно важных и необходимых теоретических знаний, позволяющих осваивать компетенции, их систематизируя и упорядочивая их, что, в конечном итоге, приводит к повышению мотивации студентов СПО [46, c. 28].
Подчеркнем, что выбор современных технологий и формирования у обучающихся СПО профессиональной компетенции в первую очередь способствует тому, что:
1) имеет место проявления активность обучающихся СПО, которая обязательно должна быть ориентирована на самостоятельное добывания знаний, умений и навыков, изучение и анализ информации, ее анализ, сравнение и обобщение;
2) происходит формирование способности к самостоятельной деятельности, самоорганизации, саморазвитии, самообразовании, а также саморефлексии обучающихся СПО;
3) определенное повышаются профессионально-ценностые установки;
4) обеспечиваются необходимые условия для самоопределения и самореализации личности обучающихся СПО.
Для формирования общих компетенций в рамках колледжа у обучающихся СПО следует использовать следующие формы организации УИРС: научно-практическая конференция, заседание кружка, конкурсы, защита рефератов, выставки работ, олимпиады, дискуссии, заседания так называемого «круглого стола с ведущими специалистами», участие в областных и международных научно-практических конференциях, публикации интересных студенческих работ, участие в конкурсе студенческих рефератов, подготовка и последующая защита курсовых проектов и т.д. [39].
В свою очередь содержание кружковой работы, то есть определенные исследования должны проводиться поэтапно:
- на первом этапе важно приобретение студентами СПО теоретических знаний и умений исследовательской работы, то есть студенты более углубленно изучают предмет, подготавливают раздаточный материал по отдельным дисциплинам, самостоятельно готовят рефераты, изучая разные источники информации, приобретая при этом умения ими самостоятельно пользоваться, добывать необходимую информацию;
- на втором этапе проводят отдельные исследования с использованием разных методов; обучающиеся СПО учатся эффективно анализировать полученные ими данные, делать верные выводы, публично выступать, выделяя при этом главное, отстаивать свою позицию;
- на третьем этапе собучающиеся СПО проводят уже более сложные исследования с использованием ТСО, с обязательным учетом актуальных проблем, акцентом проблем изучаемой специальности в целом, умение аргументированно высказать свое мнение, преподнести полученные им данные, четко ответить на вопросы, активно участвовать в дискуссии и т.д. [13].
Таким образом, можно заключить, что достижение результата на базовом, продуктивном, а также творческом уровнях обязательно должно обеспечиваться за счет понимания и принятия студентами – то есть субъектами образовательного процесса, целей своей деятельности, выдвигаемых требований как к промежуточным, так и конечным результатам. В качестве следствия этого понимания обязательно должны произойти существенные преобразования в методическом обеспечении и организации процесса формирования профессиональных компетенций в системе подготовки специалистов СПО.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2008. – №7. – С.243-250.
2. Антипов, С.А. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО / С.А. Антипов, И.В. Полухина, С.В. Сафонов. – Текст: непосредственный // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. – 2011. – Вып. 2. – С. 51-59.
3. Атапов, Г.А. Деятельный подход в обучении / Г.А. Атапов. – Донецк, «ЕАИ-пресс», 2011. – 160 с. – Текст: непосредственный.
4. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко. – Текст: непосредственный // Высш. образование в России. – 2006. – № 1. – С. 45–52.
5. Бареева, Э.Р. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа / Э.Р. Бареева. – Текст: непосредственный // Интеграция образования. – 2010. – № 2. – С. 104-108.
6. Бареева, Э.Р. Формирование компетенций студентов в образовательном процессе / Э.Р. Бареева, А.В. Чепракова. – Текст: непосредственный // Наука. Образование. Молодежь. Материалы VI Всерос. науч. конференции молодых ученых. Т. 1. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – С.38-40.
7. Бареева, Э.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева. – Саратов, 2011. – 26 с. – Текст: непосредственный.
8. Белошицкий, А.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная. – Текст: непосредственный // Вопр. психологии. – 2008. – № 3. – С. 54-58.
9. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 30 - 33.
10. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская. – Текст: непосредственный // Известия. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2012. – Вып. № 145. – С. 65 – 67.
11. Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: аспекты разработки: методич. рекомендации / авт.-разработ. М.А Фахретдинова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2017. – 26 с. – Текст: непосредственный.
12. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.
13. Ведерникова, Л.В. Профессионально-творческое саморазвитие студентов педвуза: учеб. мет. пособие / Л.В. Ведерникова, И.М. Кунгурова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2017. – 144 с. – Текст: непосредственный.
14. Газизова, Г.М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями» / Г.М. Газизова // Труды МЭЛИ: электронный журн. 2008. №7. С 8. – URL: http://www.meli.ru/e-magazine/vipusk7.htm. (дата обращения: 12.10.2021). – Текст: электронный.
15. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев. – Текст: непосредственный // Высш. образование в России. – 2005. – № 4. – С. 30–33.
16. Дроздова, Н.В. Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью / Н.В. Дроздова. – Текст: непосредственный // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 31 - 34.
17. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – Москва, 2014. – 244 с. – Текст: непосредственный.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 2000. – 384 с. – Текст: непосредственный.
19. Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО / Л.И. Капустина. – Текст: непосредственный // Научные исследования. – 2011. – №3. – С. 88-92.
20. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации: коллективная монография / под общ. ред. М.А. Емельяновой. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 200 с. – Текст: непосредственный.
21. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 312 с. – Текст: непосредственный.
22. Кондурар, М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М.В. Кондурар. – Текст: непосредственный // Вектор науки ТГУ. 2012. – №1(8). – С. 189 – 192.
23. Корякина, И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды / И.В. Корякина, С.Ю. Ситникова. – Хабаровск, 2018. – 165 с. – Текст: непосредственный.
24. Кострова, Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – №12. – Т.2. – С. 102-104.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2015. – 459 с. – Текст: непосредственный.
26. Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального образования: учеб.-метод. пособие / С.В. Митросенко. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2006. – 298 c. – Текст: непосредственный.
27. Мирчук, И.В. К вопросу о структуре профессиональной компетентности / И.В. Мирчук. – Текст: непосредственный // Образование и общество. – 2007. – № 3. – С. 28 – 31.
28. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования Н.А. Морева. – Москва, 2014. 312 c. – Текст: непосредственный.
29. Некрасова, С.В. Формирование профессиональной компетентности обучающихся / С.В. Некрасова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №17. – С. 140-142.
30. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – Москва, 2013. – 364 с. – Текст: непосредственный.
31. Папуткова, Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: дис. ... докт. пед. наук / Г.А. Папуткова. – Нижний Новгород, 2008. – 264 с. – Текст: непосредственный.
32. Педкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / И.П. Педкасистый. – Москва: Высш. образование, 2018. – 430 с. – Текст: непосредственный.
33. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 окт. 2010 г. №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО». – URL:// http://base.garant.ru//. (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: электронный.
34. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – Москва: «Академия», 2017. – 298 с. – Текст: непосредственный
35. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2017. – 72 с. – Текст: непосредственный.
36. Савельева, Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения / Н.Ю. Савельева. – Ростов на Дону, 2015. – 244 c. – Текст: непосредственный.
37. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 26 - 28.
38. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – Москва, 2017. – 324 c. – Текст: непосредственный.
39. Сергеева, М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании / М.Г. Сергеева. – Текст: непосредственный // Специалист. – 2009. – №1. – С. 26–31.
40. Сидорова, Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования / Ю.В. Сидорова. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2012. №6. – С. 21 – 24.
41. Смирнов, И.П. Современный учащийся СПО / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – Москва, 2017. – 188 с. – Текст: непосредственный.
42. Справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.А. Волошина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. – Москва: ФИРО, 2017. – Вып. 1. – 244 с. – Текст: непосредственный.
43. Технология развития студенческой инициативы. – Вып. № 5. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 142 с. – Текст: непосредственный.
44. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. – URL: spo-edu.ru. (дата обращения: 17.10.2021). – Текст: электронный.
45. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апр. 2002. Центр «Эйдос». – URL: www/eidos.ru/news/compet/htm. (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: электронный.
46. Шуберт, Ю.Ф. Формирование у студентов профессиональных компетенций / Ю.Ф. Щуберт, Н.Н. Андреещева. – Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 12. – С. 27 – 29.
47. Шумова, И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И.В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 57-61. – Текст: непосредственный.
48. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд. псих. наук / М.А Щукина. – Тюмень, 2004. – 168 с. – Текст: непосредственный.
49. Ярыгин, О.Н. От «competence» «компетентности»: эволюция основных терминов компетентностного подхода / О.Н. Ярыгин // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып.7. – Екатеринбург: СВ-96, 2012. – 456 с. – Текст: непосредственный.
50. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc.: University Press of America, 1984. – Vol. VI. – 185 p.
51. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27 – 35, 1997. – S. 56 - 58.