Фрагмент для ознакомления
2
Из обязанностей гражданского служащего вытекают определен¬ные ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Ограничения связаны как со здоровьем гражданского служащего (признание недееспособным гражданского служащего, наличие заболевания, препятствующего поступлению на службу), так и с наличием других обстоятельств, препятствующих замещению долж¬ности гражданского служащего (осуждение к наказанию; близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью; наличие гражданства другого государства; предоставление подложных доку¬ментов при поступлении на гражданскую службу; утрата доверия и др.).
Ограничения представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли гражданина, отличаются своей правовой природой от запре¬тов, которые устанавливаются законом в отношении граждан, на¬ходящихся на гражданской службе. Запрет — это один из способов правового регулирования, который направлен на государственно¬властное веление и закрепляет недопустимость определенного по¬ведения под угрозой наступления ответственности. Под запретами следует понимать нормативно установленные требования, которые связаны с гражданской службой и предъявляются к гражданским служащим, в целях недопущения совершения определенных дейст¬вий и (или) ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.
Устанавливается невозможность совмещения должности граж¬данской службы с несколькими категориями должностей: замещать выборную должность при избрании в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, которая создана в государственном органе, и в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправле¬ния. Также запреты связаны с невозможностью занятия предпри¬нимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц, участия в управлении коммерческой организации, с приобре-тением ценных бумаг, с получением в связи с исполнением долж¬ностных обязанностей вознаграждения от физических и юридиче¬ских лиц, публичных высказываний, осуждения в средствах массо¬вой информации деятельности государственных органов, покидания пределов территории Российской Федерации в связи с исполнени¬ем должностных обязанностей за счет средств физических и юри¬дических лиц без письменного разрешения представителя нанима¬теля, осуществления оплачиваемой деятельности, которая финан-сируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Запреты могут распространяться как на самого гражданского служащего, так и на его семью. Запреты дей¬ствуют и в отношении семьи гражданского служащего: как ему са¬мому, так и его супругу или супруге и детям (несовершеннолетним) запрещено иметь вклады (счета) и открывать, а также хранить на¬личные денежные средства и ценности в иностранных банках, ко¬торые расположены за пределами территории Российской Федера¬ции, владеть иностранными финансовыми инструментами и исполь¬зовать их.
При обстоятельствах, когда у гражданского служащего возника¬ет личная заинтересованность, приводящая к конфликту интересов, такие случаи должны предотвращаться в целях недопущения при¬чинения вреда, в первую очередь законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Рос¬сийской Федерации. При возникновении конфликта интересов любую ситуацию можно квалифицировать как возможность полу-чения лицом, замещающим должность, какого-либо дохода, кос¬венно или прямо влияющего на объективное, надлежащее и беспри¬страстное исполнение им служебных обязанностей. Степень влияния личной заинтересованности не установлена. Это свидетельствует о широком понимании термина «конфликт интересов», что не позво¬ляет однозначно представить совокупность возможных ситуаций и отграничить их от таких, как иные дисциплинарные проступки и коррупционные правонарушения.
Таким образом, ни в определении государственной службы, ни вообще в тексте закона не содержалось слова «государство», ничего не говорилось о его целях и функциях, во имя которых и существует государственная служба. Именно цели государства, закрепленные в проводимой им государственной политике, являются объединяющим и направляющим началом в деятельности государственных органов. Лишь в этом случае вырисовывается цепь явлений, которая будет иметь своим результатом то, что полномочия государственного органа будут соответствовать его функциям, а те, в свою очередь, - целям и функциям государства. Общество должно знать, во имя чего и для чего государственные органы исполняют свои полномочия и каков результат этого, то есть воплощаются ли в жизнь конституционно провозглашенные цели и функции государства.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, № 10, ст. 1152
3. Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 09.11.2015, № 45, ст. 6204
4. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О государственной службе российского казачества" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, № 50, ст. 5245.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, № 2, ст. 224
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
9. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О воинской обязанности и военной службе" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, № 13, ст. 1475
10. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.1995, № 31, ст. 2990. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
11. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
12. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 N 395-ФЗ)
II. Акты судебных органов
13. Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
14. Указ Президента Российской Федерации 01 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
15. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
16. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»
17. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»
18. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.02.2005, № 6, ст. 437.
19. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" (в ред. от 12.10.2017 N 478)
20. Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 "О персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" (в ред. от 11.03.2021 N 141)
21. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (ред. от 31.12.2020 N 822)
22. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (ред. от 01.07.2014 N 483)
23. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (ред. от 31.12.2020 N 822)
24. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (ред. 16.07.2009 № 814)
25. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") (ред. от 19.09.2017 N 431)
26. Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" (от 06.10.2020 N 616)
27. Указ Президента РФ от 01.03.2017 N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа" (ред. от 06.10.2020 N 616)
28. Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации")
29. Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»
30. Письмо Минфина России от 29.07.2013 № 21-03-04/40779 «О внесении изменений в Методические рекомендации по формированию планового реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
III. Литература
31. Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов, 2006. С. 17.
32. Афанасьев В.С. Теория права и государства [Текст] / В.С. Афанасьев. - М.: Проспект, 2019. - 576с.
33. Бабаев В.К. Теория государства и права [Текст] / В.К. Бабаев. - М.: Юристъ, 2015. - 592с.
34. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24.
35. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смо¬ленск, 1995. С. 73 - 74.
36. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Спарк, 2011. - 336с.
37. Борискин В.В., Поликарпова Н.М., Тихомиров С.Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение. М., 2006. С. 34.
38. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. - М. : Книжный мир, 2012. - 848с.
39. Васильева С.В. Конституционное право России [Текст] / С.В. Васильева. - М.: Эксмо, 2015. - 560с.
40. Васильева С.В. Конституционное право России [Текст] / С.В. Васильева. - М.: Эксмо, 2015. С. 483
41. Венгеров А.В. Теория государства и права [Текст] / А.В. Венгеров - М.: Юриспруденция, 2015. - 528с.
42. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образова¬ние в России в XVIII веке. Ч. 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины II). Ярославль, 1874. С. 412.
43. Воткин В.А. Теория государства и права [Текст] / В.А. Воткин. - М.: Норма- инфра-М, 2013. - 286с.
44. Государственной должности как особому правовому явлению в науке админист¬ративного права уделяется большое внимание. Рассматривая понятие «государ¬ственная должность», А.Д. Градовский, опираясь на мнение ряда иностранных юристов своего времени, подчеркивал, что государственная должность есть по¬стоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению опре¬деленных целей государства (см.: Градовский А.Д. Начала русского права: в 2 т. Т. 2. М., 2006. С. 3-5).
45. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография [Текст] / М.Н. Грачев, В.Ю. Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 2019. - 116с.
46. Гриненко А. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013. - 368с.
47. Гриненко А. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013. С. 126
48. Дегоев В. В., Ибрагимов Р. Ю. «Россия при Путине: обретения, тревоги, надежды» [Текст] / В.В. Дегоев, Р.Ю. Ибрагимов. - М.: Издательский дом «ИМПЕРИУМ XXI век», 2019. - 286с.
49. Денисов А.И. Сущность и формы государства [Текст] / А.И. Денисов. - М.: Изд-во МГУ. - 1960. - 618с.
50. Дмитриев Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2013. - 352с.
51. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Заработная плата чиновников: сколько и как платить // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 4. С. 92-94.
52. Загоскин Н.П. Столы разрядного приказа. Казань,1878. С. 5 - 47; Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. М., 1986. С. 111 - 112.
53. Качалов В. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2009. С. 89
54. Клименко А.В., Клищ Н.Н. Можно ли сэкономить на бюрократии? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 102.
55. Клименко А.В., Клищ Н.Н. Российский чиновник - задачи на сегодня // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 29.
56. Ключевский В.О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. М., 1988. Т. 2. С. 319.
57. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2015. - 608с.
58. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей [Текст] // Полис. 2019. №6. С.125.
59. Кузнецов И.Н. История государства и права России [Текст] / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 696с.
60. Куянова А. В. Правовые признаки государственного гражданского служащего РФ // Административное и муниципальное право. 2016. № 12. C. 969–973.
61. Лазарев В.В. Теория государства и права [Текст] / В.В. Лазарев. - М.: Юрайт, 2015. - 640с.
62. Макуев Р.Х. Теория государства и права [Текст] / Р.Х. Макуев. - М.: Норма, 2019. - 640с.
63. Малько А. Теория государства и права [Текст] / А. Малько. - М.: КноРус, 2019. - 400с.
64. Манов Г.Н. О понятии формы государства [Текст] / Г.Н. Манов //Ученые записки Таджикского государственного университета, Том IX. Труды юридического факультета, выпуск4. - Душанбе: Изд-во Таджикского Г осударственного университета, 1956. С.56-61.
65. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации [Текст] / М.Н. Марченко. - М.: Проект, 2015. - 400с.
66. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, 2019. - 816с.
67. Нелидов Н.К. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль, 1874. С. 223.
68. Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.
69. Перевалов В. Теория государства и права [Текст] / В. Перевалов. - М.: Норма, 2013. - 496с.
70. Петров В.С. О понятии формы государства [Текст] / В.С. Петров //Ученые записки ЛГУ. Вып.6. №187. - Ленинград: Изд-во ЛГУ. - 1975. - 164с.
71. Петров В.С. Тип и формы государства [Текст] / В.С. Петров. - Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. - 1967. - 368с.
72. Петухов Н. Правоохранительные и судебные органы России. - М. : Эксмо, 2009. - 416с.
73. Попова О. В. Государственная гражданская служба субъектов России - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 2. С. 21-28.
74. Развитие русского права в XV - начале XVII в. С. 111.
75. Рассел Дж. Совет Федерации. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 84с.
76. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. - М.: Инфра-М, 2019. - 447с.
77. Савюк Л. Правоохранительные и судебные органы. - М.: Юристъ, 2019. - 288с.
78. Смоленский М. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Феникс, 2019. - 192с.
79. Смоленский М.Б. Теория государства и права [Текст] / М.Б. Смоленский. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 320с.
80. Советское административное право (общая часть) / под ред. Ю.М. Козлова. М., 1962. С. 124
81. Советское административное право / отв. ред. А.В. Лунев, М., 1960. С. 91
82. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина [Текст] / В.В. Согрин. - М., 2013. С.238.
83. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России [Текст] / А.И. Соловьев // Полис. 2011. №6. С.105.
84. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы [Текст] / Науч. ред. Корельский В. - Барнаул: Алтайская академия экономики и права, 2019. - 120с.
85. Спиридонова Л.И. Теория государства и права [Текст] / Л.И. Спиридонова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2019. - 304с.
86. Тарановский Ф.В. Политическая доктрина в Наказе имп. Екатерины II // Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому- Буданову. Киев, 1904. С. 84.
87. Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность //Российский следователь. - 2012. - №4. - С. 34-38.
88. Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2012. - 284с.
89. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Былина, 2009. - 288с.
90. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2019. - 336с.
91. Юданова Д. М. Проблемы реформирования института государственной службы РФ // Экономика, государство, общество. – 2010. – № 2. – С. 219–221.
VI Электронные ресуры
92. Барабашев А.Г., Клименко А.В. Административная реформа и ре-форма государственной службы в России: вопросы реализации и координации. URL: https://docplayer.ru/47829091 -A-g-barabashev-a-v-klimenko.html#show_full_
93. Байтеряков С.В., Андрейчук А.А., Муртазин Р.Р., Павилова Т.В. Формирование системы профессионально-функциональных групп должностей государственной службы (системы грейдирования), для обеспечения условий соотнесения потребности в кадрах с объемом и сложностью полномочий и функций органов власти. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3678098