Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что современный мир диктует собственные правила поведения в обществе и внутреннего осмысления происходящего вокруг. Детям очень сложно усваивать правильные и конструктивные манеры поведения, поскольку многие взрослые не могут подать хороший пример, рассказать, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира.
Нравственные качества – это сложное психологическое образование, которое должно формироваться последовательно и систематично, что говорит о необходимости создавать специальные программы воспитания младших школьников в этом направлении. При этом в рамках учебной деятельности достаточно сложно уделить время этой работе.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, эффективно влияющие на развитие нравственных качеств младших школьников в процессе изучения «Литературного чтения».
Занятия по литературному чтению, которые могут проводиться в рамках воспитательной работы по формированию нравственных качеств у младших школьников, должны иметь определенную структуру и содержательный компонент, а также быть основаны на постоянном взаимодействии учителя и младших школьников в направлении проведения дискуссий, игр и других интерактивных форм педагогической работы.
Степень изученности проблемы. В педагогической литературе исследуемая проблема нашла отражение в трудах А.С. Макаренко, О.С. Богданова, а также Ш. И. Ганелина, Н.А. Константинова и Н.М. Болдырева. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, рассматриваются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов обучения нравственного воспитания.
На определение роли планирования как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромова, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.
Цель исследования – разработать комплекс педагогических условий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников в процессе изучения «Литературного чтения», и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования – процесс воспитания младших школьников в процессе изучения «Литературного чтения».
Предмет исследования – педагогические условия развития нравственных качеств у младших школьников в процессе изучения «Литературного чтения».
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тренькасинская СОШ».
Теоретической базой исследования являются труды ученых-педагогов:А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, А. И. Ильина, В. В. Зеньковского, В. А. Сухомлинского, Д. С. Лихачева, B. C. Леднева, в которых рассматривается сущность основных понятий теории нравственного воспитания, анализируются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития нравственных качеств у младших школьников в рамках обучения «Литературному чтению» будет протекать эффективно, если:
– использовать объяснительно-иллюстративный метод для пополнения знаний и представлений о нравственности;
– включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность игрового характера;
– использовать активные методы обучения, направленные на освоение вариативными способами поведения.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения;
2) исследовать возможности дисциплины «Литературное чтение» для нравственного воспитания;
3) выявить и внедрить комплекс педагогических условий, направленный на развитие нравственных качеств у младших школьников;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, направленного на развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках «Литературного чтения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития нравственных качеств у младших школьников;
2. Эмпирические:
– наблюдение;
– беседа;
– педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап) по проблеме развития нравственных качеств у младших школьников: анкета «Нравственные понятия» Н. Александровой и Н. Курносовой, «Диагностика этики поведения» (толерантного поведения) «Незаконченные предложения» К.Е. Верд, «Диагностика отношения к жизненным ценностям» Н.Е. Щурковой.
Новизна исследования: разработана совокупность педагогических условий, влияющих на повышение качества процесса развития нравственных качеств у младших школьников на уроках «Литературного чтения».
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс педагогических условий, направленный на развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения, может быть использован педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования в образовательно-воспитательном процессе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание»
Под нравственностью в научной литературе понимается комплекс духовных внутренних качеств личности, которые использует человек для организации своего поведения в соответствии с этическими принципами, обусловленными наличием или отсутствием нравственности [33, С. 113].
Другие ученые под нравственностью понимают главную характеристику каждой личности, которая проявляется в наличии системы жизненных ценностей каждого человека, которая формируется в течение всей жизни и обусловлена детскими установками, воспитанными родителями, и полученным в течение жизни социальным опытом, который трансформируется в процессе воздействия различных социальных факторов [10, с. 8].
Наличие нравственности принципиально важно для каждого человека. Только через призму нравственности человек может сформировать у себя такие важные качества как порядочность, честность, доброе отношение к другим людям.
Если у человека есть нравственность, то он четко понимает, что такое хорошо и плохо, видит границы собственного поведения, понимает поступки других и может их оценить с точки зрения критического анализа, при этом воспитанность как один из компонентов нравственности не позволит указывать другим на их недостатки.
Структура понятия «нравственность», сформулированная И.С. Шереметьевой и А.А. Вологдиной [48, С. 67], представлена ниже. так, по данным указанных исследователей нравственность включает в себя такие компоненты как:
– мораль;
– нравы;
– формы поведения;
– ценности;
– идеалы.
Таким образом, в структуре нравственности выделяется 5 основных компонентов, которые необходимо рассмотреть более подробно, опираясь на работу таких исследователей как В.А. Серебрянникова, А.С. Конторенко и М.А. Авдеева [40, С. 23].
Так, мораль – это совокупность социально приемлемых форм общественного поведения, которые являются основой для создания позитивного и негативного имиджа человека как члена общества.
Нравы – это набор социальных норм, которые приняты в том или ином обществе, а также желание и способность человека соответствовать этим нормам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменко И. М., Соколова В. А., Чистяков Б. Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. С. 100–109.
2. Алытынова Е. Н. Принципы нравственного воспитания младших школьников в процессе изучения литературных произведений // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 60–72.
3. Балакина Л. Д., Гусева И. С., Щербакова А. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020. С. 40–52.
4. Беленькая Л. И. Ребенок и книга: о читателе восьми – девяти лет. М.: Книга, 1999. 117 с.
5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 2014. 278 с.
6. Бурунова И. С., Гаврикова А. В., Полунина Т. А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018. С. 157–172.
7. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 269 с.
8. Вершинина И. В. Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников. 2017. URL: https://infourok.ru/vospitatelniy-potencial-urokov-literaturnogo-chteniya-v-formirovanii-nravstvennoy-pozicii-mladshih-shkolnikov-637373.html (дата обращения: 25.03.2022).
9. Винокурова Т.С. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения // Международный педагогический портал. 2018. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-duhovno-nravstvennyih-k/ (дата обращения: 02.06.2022).
10. Воронова О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф….кан.пед.наук. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2006. 21 с.
11. Габдуллина Л.Н. Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения // Альманах педагога. 2019. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20195 (дата обращения: 02.06.2022).
12. Гук, С. Ю. Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2010. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2010/10/25/formirovanie-nravstvennykh-kachestv-mladshikh-shkolnikov-na-0 (дата обращения: 01.06.2022).
13. Гурьянова Ю. А., Шведова П. И., Кузнеченкова С. В. Нравственные качества младших школьников и методология их развития в современной начальной школе // Педагогический вестник. 2019. № 25. С. 62–74.
14. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9. С. 88–92.
15. Денисова А. А., Патронова И. С. Методические рекомендации по диагностике нравственного развития школьников. Сургут: Гарант, 2021. 158 с.
16. Емельянова Ю. А. Роль уроков литературного чтения в формировании нравственных представлений младших школьников // Novaum. 2019. № 22. URL: http://novaum.ru/public/p1643 (дата обращения: 01.06.2022).
17. Жесткова Е. А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2013. №3 (10). С. 17–20.
18. Жидяева О. А. Роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2011. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/06/25/rol-literaturnogo-chteniya-v-nravstvennom-vospitanii (дата обращения: 26.03.2022).
19. Иванова А. С. Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. Опыт работы // Современный учительский портал. 2019. URL: https://easyen.ru/load/nachalnykh/obobshhenie_opyta/formirovanie_nravstvennykh_kachestv_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_literaturnogo_chtenija_cherez_realizaci/417-1-0-70955 (дата обращения: 01.06.2022).
20. Иванченко С. А., Широкова Е. Н., Баншикова Я. В. Развитие нравственной сферы личности младших школьников: основные проблемы и методики // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. С. 36–50.
21. Казиева К. М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. С. 56–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-u-mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 05.03.2022).
22. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. Изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск: Издательство ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. 217 с.
23. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образовании // Педагогика. 2008. № 9. С. 13–19.
24. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 12–22.
25. Крючкова Т. А. Формы, методы, приемы формирования нравственной воспитанности младших школьников средствами литературного чтения // Образование и педагогика. 2017. № 8. С. 31–38.
26. Кулешов И. М., Демидова П. В. Роль культурообразности в системе современного воспитания учащихся начальной школы: методические аспекты // Педагогические технологии. 2021. № 10. С. 10–12.
27. Логинова Ю. А. Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 года). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 23–25.
28. Лопатникова А. П., Харламов И. М., Оганесян В. В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 80–91.
29. Макеева С. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках родной словесности // Учитель в школе. 2009. №3. С. 51–56.
30. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Просвещение, 2014. 285 с.
31. Марьянова А. П., Червинникова С. И., Володин П. А. Проблема развития нравственных качеств детей в современных социально-экономических реалиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 68–80.
32. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 12–19.
33. Набока О. В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. №10. С. 112–118.
34. Наговицына Е. П., Кустова А. А., Визгалов Р. А. Структурные компоненты нравственности человека в разные возрастные периоды жизни // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. С. 98–109.
35. Песков И. М., Фарухова М. И. Нравственность как основа духовной жизни человека и развития зрелой личности: социально-психологический аспект // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. 2020. № 9. С. 55–70.
36. Петракова Т. И., Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации. М.: Дрофа, 2004. 53 с.
37. Петрова И. М., Малышев А. А., Курочкина В. А. Современные модели воспитания и развития нравственных качеств учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 27–37.
38. Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности учащегося // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/22/m-i-rozhkov-metodika-izucheniya (дата обращения: 05.03.2022).
39. Саломатина А. М., Иванов И. В., Соколовская С.С. Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. С. 90–105.
40. Серебрянникова В. А., Конторенко А. С., Авдеева М. А. Структура нравственных качеств личности и ее осмысление в российской философской и психологической науке // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 6. Философия, психология и социология. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2017. С. 20–34.
41. Суворовская А. М. Методы психологической диагностики детей и подростков. Воронеж: Спектр, 2020. 388 с.
42. Тарновская Т. А., Хорошева В. А., Пятигорская Я. С. Исследование нравственных качеств младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2020. № 10. С. 105–116.
43. Терешкина Р. А. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения // УРОК.РФ. Педагогическое общество. 2019. URL: https://урок.рф/library/nravstvennoe_vospitanie_uchashihsya_na_urokah_literat_194121.html (дата обращения: 24.03.2022).
44. Урманов С. М., Шевченко А. С., Малинина Л. П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеурочная деятельность – сравнительный анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. № 7. С. 89–100.
45. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. Т. 26. С. 206–210.
46. Финогентова Т. В., Урсуляк Ю. В., Хмельницкая А. С. Роль изучения принципов охраны окружающей среды в системе воспитания младших школьников // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. 2019. № 12. С. 33–46.
47. Чиркова Н. А. Нравственное воспитание младших школьников через призму изучения литературы в учебной и внеурочной деятельности // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2020. С. 102–116.
48. Шереметьева И. С., Вологдина А. А. Современные научные подходы к определению понятия «нравственность» и характеристика его структуры // Социально-психологические исследования в России и зарубежных странах. 2018. № 10. С. 67–79.
49. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа плюс-минус. 2007. № 11. C. 3–6.
50. Яковлева А. В., Петрова И. С. Психологическая диагностика младших школьников. М.: Приоритет, 2018. 206 с.