Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема «Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения», выбрана в качестве исследования, прежде всего на основании того, что согласно п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации : «каждый имеет право на труд, а также на защиту от безработицы». Но, для того, чтобы полностью понять, определить и установить правовой статус безработного, необходимо ознакомиться и изучить тождественное понятие как «безработица», которая тем или иным образом влияет на поведение человека в условиях рыночной экономики. А с переходом на механизированные орудия труда, где человеческий фактор просто необходим как основное орудие труда, и использование и применение человеческого труда становится с каждым годом всё ниже – рыночная экономика вообще выбрасывает человека из производственного процесса, и, человек как участник производственного процесса становится не востребованным. Таким образом, именно это и создаёт тем самым массовое недовольство, а также рост числа безработных граждан. Именно это и вызывает актуальность выбранной мною темы «Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения», человека, который каким-либо образом остался без работы, остался без средств на существование. Поскольку по мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность посредством, проявления массового недовольствия, проходящими акциями протеста, реализациями иных форм противостояния. При безработице, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество.
Но, как и за любым другим гражданином РФ за безработным, так или иначе, сохраняется законное, предоставленное законом право на защиту и поддержку со стороны государство. Данное право на материальное обеспечение, заключается в получении пособия по безработице. А также опираясь на Государственную службу занятости, безработный человек имеет право: на переподготовку (переобучение) другого вида трудовой деятельности; повышение его квалификации, что в будущем поможет безработному устроиться на работу и избежать такого низкого для себя, позорящего и унижающего его честь и достоинство термина, как «безработный».
Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Экономико-географические аспекты значения органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения нашли отражение в трудах Н.Т. Агафонова, П.М. Алампиева, А.Н. Лаврищева и др. Схемы развития и размещения производительных сил, разработанные в трудах Н.Н. Некрасова, А.И. Ведищева, А.Е. Пробста, С.В. Славина, Р.И. Шнипера и др. были использованы в рамках территориального прогнозирования и планирования народного хозяйства. Методы экономико-математического моделирования использовались в трудах М.М. Албегова, А.Г. Гранберга,
Теоретические основы функционирования рынка труда и реализации политики занятости наиболее глубоко исследованы отечественными (А.Г. Аганбегян, Б.Д. Бреев, В.С. Буланов, Н.А. Волгин, В.Е. Гимпельсон, А.Э. Котляр, Р.К. Мазитова, И.Д. Мацкуляк, К.И. Микульский, Ю.Г. Одегов, В.А. Павленков, В.И. Плаксей, А.И. Рофе и др.) и зарубежными учеными (Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсон, А. Пигу, М. Фридман и др.). Следует отметить вклад российских ученых, изучающих зарубежный опыт реализации политики занятости: Ю.К. Балашова, Н.Т. Вишневской, А.А. Силина, Г.Э. Слезингера и др. Специфика эволюции занятости в постиндустриальной экономике освещена в трудах Д. Джой-Меттьюза, Х. Линдерта, Д. Меггисона, М. Сюрте, Й. Шумпетера и других зарубежных ученых. Особенности функционирования рынка труда и политики занятости представлены в трудах Н.М. Арсентьевой, О.С. Белокрыловой, Г.Г. Вукович, Р.Г. Емцова, Л.И. Задорожной, Н.П. Кетовой, Г.Г. Руденко, С.Н. Трунина, Т.П. Ясоновой и др.
Несмотря на значительное количество трудов, в которых исследуются закономерности функционирования рынка труда и содержание политики занятости, региональный аспект и инструментарий прогнозирования и регулирования данного рыночного сегмента остаются недостаточно исследованными. Это определяет низкую эффективность политики занятости в субъектах Федерации, органы управления уделяют преимущественное внимание реализации антикризисных мероприятий на рынке труда. Социальная острота и актуальность проблемы политики занятости, ее недостаточная изученность и разработанность применительно к региональному уровню в условиях поляризованного экономического пространства определили цель, задачи и структуру исследования.
При работе над темой была использована как учебная литература, так и статьи из журналов. Нормативно-правовую базу составили нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ , другие нормативные акты, регулирующие содержание роли органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
Объект исследований представляют общественные отношения, возникающие в ходе реализации роли органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
Предмет исследования – это положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, иных законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регулирующие особенности правового статуса органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения, а также на основе теоретического и практического материала систематизировать особенности деятельности органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие занятости и безработице в Российской Федерации.
2. Изучить способы и основные направления обеспечения занятости граждан.
3. Установить понятие и задачи органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
4. Проанализировать реализацию гражданами права на труд и обеспечения занятости населения на примере деятельности Центра занятости населения г. Нижневартовска.
5. Выявить проблемы реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения на примере деятельности Центра занятости населения г. Нижневартовска.
6. Разработать мероприятия по повышению эффективности реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы исследования правовых явлений, такие как формально-логические методы, метод теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Состоит в возможности использования материалов и выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Основы права», «Право социального обеспечения», «Трудовое право». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации роли органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости населения. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и других источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие занятости и безработице в Российской Федерации
В работах исследователей данной проблемы понятие «занятость» трактуется неодинаково: в одних работах «занятость» - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности; в других, - как деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей; либо деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода .
В статье 1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» подчеркивается, что занятость - как деятельность граждан, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и приносит, заработок, трудовой доход.
Занятыми по этому закону считаются граждане:
- работающие по трудовому договору;
- зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую работу;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
8. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
10. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
11. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
12. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
13. Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 09.11.1992, N 19, ст. 1582.
14. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // "Собрание законодательства РФ", 13.04.2020, N 15 (часть IV), ст. 2311.
15. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" // "Собрание законодательства РФ", 04.11.2002, N 44, ст. 4399.
16. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2901.
17. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // "Собрание законодательства РФ", 13.04.2020, N 15 (часть IV), ст. 2311.
18. Постановление Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2000 N 2135) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 13.03.2000.
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 N 1168н "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 N 19491) // "Российская газета", N 17, 28.01.2011.
20. Апелляционное определение Нижневартовского городского суда от 20.06.2019 по делу № 11-15141.
21. Апелляционное определение Нижневартовского городского суда от 23.07.2020 по делу № 33-16180/2020.
22. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 № 75-КГ17-15.
23. Алекина Е.В. Модель формирования затрат на улучшение условий труда // Russian economic bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 62-66.
24. Батырева М.В., Селезнева Т.А. Удовлетворенность населения условиями жизни в городе как фактор формирования его образа // Russian economic bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 290-296.
25. Булдакова А. А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2. С. 32–34.
26. Григорян Е.Л., Петросян Л.С. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2018. № 12-5 (87). С. 94-95.
27. Гидзев А.М. Правовой статус безработного // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 76-78.
28. Давыденко Т. А., Кондаков М. В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 35–43.
29. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Вероятные социальные и экономические последствия пандемии коронавируса COVID19 // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 2. С. 60–71.
30. Добренькова К.С., Яворская С.А. Правовой статус безработного в разных странах // В сборнике: Юность. Наука. Культура. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. 2019. С. 104-107.
31. Егоров А. В. Экономика эпидемий // Банковское дело. 2020. № 3. С. 7–11.
32. Ерх А.А. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2019. № 1-1 (88). С. 119-121.
33. Жданов Т.С. Правовой статус безработного // В сборнике: Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. Материалы международной молодежной научно-практической конференции. отв. ред. В.Ш. Гузаиров, И.В. Савенкова. 2019. С. 47-50.
34. Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Основные направления развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2020. № 37 (364). С. 37−45.
35. Занятость и безработица в Новосибирской области за 2019 год: аналит. обзор, 2020, Госкомстат России. - 2020. - 4 с.
36. Козликов С. П. Государственная политика в период пандемии: отечественный и зарубежный опыт // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 6. С. 117–124.
37. Колядич Д.Л., Усков А.А. Право на труд и правовой статус безработного // Студенческий вестник. 2019. № 47-2 (97). С. 89-90.
38. Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 8. С. 456–458.
39. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 2017. № 3. С. 34.
40. Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы / Мартин Форд; Пер. с англ. - М. : Альпина нон-фикшн, 2016. - 430 с.
41. Смирнов С. Н. Контекст социальных трансформаций в постсоветские годы: экономическая, институциональная и демографическая динамика // Мир России. 2016. Т. 25. № 3. С. 6–36.
42. Сомова С.С., Золотухина Я.В. Правовой статус безработного // Вестник магистратуры. 2018. № 12-5 (87). С. 64-65.
43. Токарева Ю.А., Суворкова Ю.Е. Роль корпоративных коммуникаций в стимулировании персонала в условиях срочных трудовых отношений // International journal of medicine and psychology. 2019. Т. 2. № 4. С. 178-181.
44. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в современной России // Евразийское Научное Объединение. 2018. Т. 3. № 3 (37). С. 187−191.
45. Шавырин Н. В. Коронавирус и мировая экономика – на пороге глобальной катастрофы // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2. С. 120–123.