Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин безбарьерная среда в большинстве случаев употребляется при упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями использующих инвалидные коляски. Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения.
Но инвалиды-колясочники - это только часть населения, которому наличие безбарьерной среды позволит свободно передвигаться по городу и посещать магазины, учреждения, заведения и другие объекты. Ведь к маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие возрастных особенностей. Для всех их наличие безбарьерной среды является фактором, существенно влияющим на качество жизни.
Согласно мировым статистическим данным в любой момент пользователями элементов безбарьерной среды является от четверти до трети населения. А если проследить более пристально, то каждый человек в разные периоды своей жизни использует эти элементы, если конечно они созданы, ведь они существенно улучшают качество жизни.
Актуальность темы исследования. Наша страна, к глубокому сожалению, остаётся довольно равнодушной к жизни людей с ограниченными возможностями. И хотя по сравнению с советскими годами и жёсткими 90-ми ситуация несколько улучшилась, в целом - забота об инвалидах в сфере государственных и частных услуг чаще бывает скорее исключением, чем правилом.
Обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагаются на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, которые обеспечивают оборудование аэропортов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами этих предприятий, учреждений и организаций.
Вопрос создания доступной среды для маломобильных граждан становится все более актуальным в современном обществе, поэтому каждый аэропорт стремится к комфортному путешествию всех пассажиров, независимо от возраста и физических ограничений.
Практическая значимость темы состоит в том, что разработанные мероприятия, проводимые для отлаженной работы сотрудников аэропорта в рамках программы «Безбарьерная среда» могут применяться на практике.
Цель исследования - анализ реализации программы "Безбарьерная среда" в аэропорте.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические обоснования программы «Безбарьерная среда» в аэропортах;
2) рассмотреть зарубежный опыт реализации программы "Безбарьерная среда" в аэропортах;
3) рассмотреть особенности реализации программы «Безбарьерная среда» на воздушном судне на примере аэропорта «Домодедово»;
4) разработать мероприятия, проводимые для отлаженной работы сотрудников аэропорта «Домодедово» в рамках программы «Безбарьерная среда».
Объект исследования - аэропорт «Домодедово».
Предмет исследования - реализация программы «Безбарьерная среда» в аэропортах.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Теоретические обоснования программы «Доступная среда» в аэропортах
1.1 Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды
Рассмотрим законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов.
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.
Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» :
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).
Права лиц с ОЖД на перевозку воздушным транспортом определяются как международным, так и национальным законодательством, а также отдельными нормативными актами, которыми обеспечивается реализация государственной политики РФ в сфере социальной защиты населения. В 2006 г. Резолюцией ООН 61/106 была принята «Конвенция о правах инвалидов», обязавшая государства-участники устранить препятствия и барьеры, мешающие доступности дорог и транспорта. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2012 г. принятием Федерального закона № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов».
Регулирование процесса изменений законодательных актов РФ в связи с ратификацией Конвенции определяется ФЗ № 419 от 01.12.2014, направленным на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядка содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав. В соответствии с ним были внесены новые требования в:
- Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий необходимость создания условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, оказания работниками организаций помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
- Федеральный закон РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (в ред. от 17.04.2017), обеспечивающий создание механизма доступности услуг связи, в том числе на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры. Наряду с этим в целях обеспечения доступности для инвалидов с нарушением слуха предусматривается использование системы вызова экстренных оперативных служб, устанавливающей возможность вызова экстренной оперативной службы инвалидами путем отправки краткого текстового сообщения;
- Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. от 05.04.2016), устанавливающий порядок введения специальных требований к перевозке, обеспечивающих защиту инвалидов; - Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (в ред. от 02.07.2013), обуславливающий выполнение требований к доступности для инвалидов зданий и сооружений, оборудованию объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного передвижения и пользования предоставляемыми услугами, обеспечению возможности эвакуации людей с ограниченными возможностями передвижения в безопасную зону;
- Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 07.06.2017), предусматривающий введение системы штрафов за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; отказ от постановки на производство и производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами; нарушение руководителем или должностным лицом требований законодательства к организации транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов;
- Федеральный закон РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 06.07.2016), включивший специальную статью, регулирующую особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ОЖД (Статья 106.1) и др.
Ответственность за реализацию этих и других федеральных нормативных актов несут федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации и предприятия.
Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 599 им было поручено «включиться в план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297, которым продлено действие государственной программы РФ «Доступная среда» до 2020 г., транспорт определен как приоритетная сфера жизнедеятельности для обеспечения доступности лиц с ОЖД, при этом Минтранс России является одним из основных исполнителей работ по обеспечению условий доступности объектов и услуг в пределах своей компетенции.
Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в ред. 24.11.2016 г.) определяются требования к организации перевозки отдельных категорий пассажиров. Ими предписываются такие правила как перевозка инвалидов в ВС в сопровождении или без сопровождения лица, оказывающего ему помощь в полете, в сопровождении собаки-проводника, предоставление кресел-колясок и иных вспомогательных устройств передвижения, используемых пассажиром из числа лиц с ОЖД, количественные, габаритные и весовые ограничения и допуски на перевозку багажа. 8 Приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 г. № 24 установлен порядок осуществления внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров с ОЖД регулярными и чартерными рейсами. Предусмотрено обеспечение прав лиц с ОЖД на:
- беспрепятственное обращение в пункты продажи билетов на авиарейсы по телефону или электронной почте с целью бронирования пассажирского места;
- предоставление пассажирских мест на борту ВС с учетом соблюдения требований безопасности полетов;
- получение услуги в аэропортах и на борту ВС по запросу о таких потребностях;
- предоставление информации об услугах, оказываемых перевозчиком на борту ВС, процедурах осуществления воздушной перевозки и выдачи индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами;
- совместное размещение на борту ВС следующих вместе с ними сопровождающих лиц.
ГОСТ Р 53059-2014 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам». Стандарт определяет транспортные услуги как социально-бытовые, которые должны быть оказаны в полном объеме лицам с ОЖД. Они включают предоставление транспорта для поездок к местам лечения, обучения, участия в культурно-досуговых мероприятиях, если по состоянию здоровья лицам с ОЖД противопоказано пользоваться общественным транспортом, а также требования к специальному оборудованию транспортных средств, необходимого для их перевозки. 9
Строительные нормы, обеспечивающие доступность объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов, определены Градостроительным Кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 18.06.2017), который содержит перечень архитектурно-планировочных и строительных норм по обеспечению доступа лиц с ОЖД, в том числе к объектам транспорта.
Кроме того, требования к созданию доступной среды на объектах транспортной инфраструктуры содержатся в строительных нормах и правилах:
- ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»;
- СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В данном Своде правил содержатся требования к оборудованию помещений зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходов, платформ и других сооружений, предназначенных для обслуживания лиц с ОЖД.
Особое значение для авиапредприятий имеют нормативно-правовые документы международных организаций, устанавливающие требования к перевозке лиц с ОЖД. Присоединение России к Конвенции ООН о правах инвалидов означает обязательность их применения не только международными, но и внутренними перевозчиками.
Ратификация РФ в 2017 г. Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (№ 52-ФЗ от 03.04.2017 г.) определяет роль и значение использования в современной российской практике международного транспортного права, расширяющие права пассажиров, в том числе с ОЖД.
Внимание ИКАО к проблеме реализации мер по упрощению перевозки пассажиров, нуждающихся в особой помощи, нашло свое отражение еще в шестом издании Приложения 9 (1969 г.), включающем пункт с рекомендацией о том, чтобы пассажирам с ОЖД, разрешалось осуществлять непосредственную пересадку с одного ВС на другое в тех случаях, когда этого требовали предельные сроки посадки на стыковочные рейсы или иные обстоятельства. Цель заключалась в устранении необходимости пассажирам покрывать большие и необоснованные расстояния в аэровокзалах, что является чрезвычайно большой нагрузкой на лиц с ОЖД.
В 1999 г. ИКАО подготовлен Циркуляр 274 «Доступ инвалидов к воздушному транспорту». Документ содержит инструктивный материал о применении Стандартов и Рекомендуемой практики, касающихся лиц с ОЖД. Приложение 9 к Конвенции международной гражданской авиации «Упрощение формальностей», изданное ИКАО в 2016 г., включает рекомендации по оказанию лицам с ОЖД особой помощи, гарантирующей обслуживание с момента прибытия в аэропорт отправления до момента выхода из аэропорта назначения.
Государствам следует принимать необходимые меры совместно с эксплуатантами ВС, аэропортов и агентств по наземному обслуживанию по установлению единообразных стандартов доступности транспортных услуг для лиц с ОЖД. Следует также развивать сотрудничество в области создания и координации программ подготовки квалифицированного персонала для оказания помощи лицам с ОЖД.
ИКАО призывает повысить роль государства в оказании содействия нуждающимся в особом внимании лицам с ОЖД, пользующимся воздушным транспортом. Ведущие российские авиационные компании следуют требованиям ИКАО. Так, «Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденные Приказом от 12.10.2016 № 352 (с изменениями от 31.01.2017), составлены в соответствии с документами ИКАО и регулируют порядок перевозки пассажиров, лишенных слуха/зрения, с ограниченной подвижностью на кресле-коляске, провоз и размещение специальных вспомогательных средств и оборудования инвалидов.
Практический интерес представляет зарубежный опыт в области оказания услуг лицам с ОЖД, прежде всего европейский. В ЕС в 2006 г. был разработан Регламент № 1107/2006 о правах лиц с ОЖД в условиях передвижения воздушным транспортом – REGULATION (EC) No 1107/2006 concerning the rights of disabled persons and persons with reduced mobility when travelling by air. В 2012 г. Европейской Комиссией была представлена окончательная редакция данного документа, разъясняющего характер ограничений мобильности лиц с ОЖД, случаи и виды оказания им ситуационной помощи и др.
1.2 Категория граждан, для которых осуществляется программа «Доступная среда»
Безбарьерная или доступная среда позволяет всем людям, включая людей с инвалидностью, пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи, это возможность для людей с инвалидностью участвовать в общественной, производственной, культурной