Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. Современ-ное развитие экономики страны и решение очень важных социально-экономических задач в большинстве своем определяет строительный сектор экономики, где осуществляется обновление на современной технической ос-нове основных производственных фондов, совершенствование социальной сферы, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение всего промышленного производства.
Особого рода роль капитального строительства состоит в том, что в нем осуществляется материализация капитальных вложений, тем самым обеспечивая возможности функционирования средств производства и со-здавая условия для развития экономики страны динамичного характера.
Главная роль строительного сектора заключается в создании благо-приятных условий для поступательного развития всей экономики страны. Из вышеизложенного мы делаем вывод, что значение строительного секто-ра в строительстве и развитии государства и общества очень велико, поэто-му государство должно работать над поддержкой и защитой этого сектора, чтобы оказать большое положительное влияние на экономику, что будет способствовать притоку финансовых ресурсов и улучшению положения ор-ганизаций в отрасли.
В условиях современной рыночной экономики важное значение при-обрело понятие конкуренции как основного механизма регулирования эко-номических отношений и хозяйственного процесса. Наиболее остро про-блема конкуренции в настоящее время проявляет себя в строительной от-расли. Конкуренцию как понятие, определяющее соперничество между ор-ганизациями в заданных определенных условиях и по нескольким факто-рам, таким как финансовые ресурсы, ценовая политика, кадровый потенци-ал, использование инноваций и другое, рассматривают во многих класси-фикациях. Конкурентоспособность строительной организации характеризу-ет величину и эффективность использования всех имеющихся у нее ресур-сов, и является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. Основанием для сравнения слу-жат аналогичные показатели конкурентоспособности организаций-конкурентов. В связи, с чем усиление конкурентоспособности строительных организаций является актуальной темой в условиях современной экономи-ки.
Цель работы – разработать мероприятия по повышению конкуренто-способности строительной организации.
Задачи работы:
представить сущность конкуренции и конкурентоспособности;
рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность органи-зации;
представить методы и критерии оценки конкурентоспособности орга-низации;
раскрыть пусти повышения конкурентоспособности организации;
охарактеризовать деятельность строительной организации;
оценить результаты функционирования строительной организации;
провести оценку конкурентоспособности строительной организации;
представить возможные направления развития строительной органи-зации;
раскрыть основные направления улучшения конкурентоспособности строительной организации;
оценить эффективность представленных рекомендаций.
Объект исследования – ООО «ВордХаусПро» г. Санкт-Петербурга, основным направлением деятельности которого является строительство жи-лых и нежилых зданий.
Предмет исследования – формирование показателей конкурентоспо-собности строительной организации.
Методы исследования: анализ экономической литературы, комплекс-ный анализ, системный анализ, сравнительный анализ, расчетные методы, табличный, графический методы.
Информационной и теоретической базой выпускной квалификацион-ной работы послужили труды таких авторов, как: Асаул А.Н., Мамедов Ш.М., Рыбнов Е.И., Чепаченко Н.В., Грахов В.П., Грахова Е.В., Белякова К. А., Климовских Н.В. и др.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в деятельности ООО «ВордХаусПро» для повышения его конкурентоспособности и усиления позиционирования на рынке, а также в деятельности других организаций, осуществляющих дея-тельность в данной сфере.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты конкуренто-способности субъектов экономики, ее оценки, направления повышения.
Во второй главе работы на примере ООО «ВордХаусПро» проведена оценка конкурентоспособности строительной организации, выявлены ос-новные проблемы.
В третьей главе работы определены основные направления улучше-ния конкурентоспособности ООО «ВордХаусПро», проведена оценка их эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности
В современных экономических условиях конкуренция является важ-нейшим фактором процветания рыночной экономики. Как на уровне регио-на, так и государства конкурентные отношения эффективным образом раз-вивают рыночные механизмы, а вместе с тем создают условия для роста экономики. Именно с конкуренцией тесным образом связана конкуренто-способность организации в отрасли [10, С. 25].
В современных условиях особого рода акцент нужно ставить на кон-курентные преимущества организации, ведь именно данный товар будет более предпочтительным для заказчика или покупателя по причине опти-мальности сочетания потребительских характеристик. Конкуренция (в переводе с лат. concurrere означает «сталкиваться; соперничать») представляет собой соревнование за ресурс ограниченного характера, вражду с целью получения определенной выгоды. Конкуренция выступает в качестве исходной категории, которая характеризует суть рыночных отношений [3, С. 125].
Природой конкуренции предопределяются три важнейших подхода к определению конкуренции в качестве категории экономики:
1. Конкуренция является неким действием на рынке. Данного рода подход базируется на понимании конкуренции в качестче соперничества за достижение самых лучших результатов в данном бизнесе.
2. Конкуренция является элементом рыночного механизма, который предоставляет возможность обеспечения согласованности спроса и предложения на рынке. Данный подход является характерным для классической теории экономики [11, С. 18].
3. Конкуренция выступает в качестве одного из важнейших оценочных критериев экономики. Данного рода подход базируется на понимании конкуренции в качестве неотъемлемого рыночного свойства.
Рыночный спектр услуг и товаров является довольно широким. Это ведет к тому, что субъект экономики на рынке очень часто сталкивается с соперничеством иного рода рыночных представителей. Как правило, орга-низации, являющиеся соперниками, выпускают и реализуют подобные услуги\товары. Проявление соперничества видно в виде повышения реали-зации товаров в больших количествах и несколько лучшего качественного уровня, чем у конкурентов. К примеру, определение более низкого уровня цен, чем у конкурента, может выступать как следствие лучшей организации процесса производства, интенсивности и успешности рекламной организа-ции, поиска продавцов и покупателей более активного характера и т.д. [12, С. 184-186]
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений. Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения. В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке [14, С. 95]. При конкуренции не должны использоваться приемы ведения борьбы на рынке, которые носят недобросовестный харак-тера. Закон требует от организаций ведение честной, упорядоченного ха-рактера конкурентной борьбы. Ведущаяся борьба за выживание и процве-тание в условиях рыночных отношений – рыночный закон. Конкуренция вместе с ее противоположностью монополиейсуществует только при определенного рода рыночном состоянии. Разного рода виды конкуренции и монополии находятся в зависимости от определенных показателей рыночного состояния. При этом разделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции [4, С. 78].
На рынке совершенной конкуренции должны соблюдаться такие условия:
- на данном рынке должно быть представлено большое число организаций-производителей, у каждой из которых имеется незначительный вес в сравнении со всем рыночным объемом;
- барьеров рынка быть на нем не должно, т.е. должны быть только свободные вход и выход на рынок;
- представленные на рынке продукты по собственным характеристикам должны быть однородны;
- на рынке покупатели и потребители должны быть достаточно хорошо осведомленными по поводу рыночных предложений;
- производителями и потребителями могут формироваться собственные решения независимого характера.
В условиях современной экономики на реальных рынках все пред-ставленные выше условия обычно не соблюдаются, в связи с чем рынков со свободной конкуренцией почти не существует.
Производители непосредственным образом оказывают воздействие на объем выпуска товаров, на уровень рыночной цены, на количество произ-водимой услуг, ими осуществляются переговоры, где они осуществляют сговор для контроля данной рыночной ситуации.
В связи, с чем из всего выше изложенного может быть сделан вывод о том, что большое количество рынков могут быть отнесены к несовершенной конкуренции [19, С. 25].
Существующие типы рынков несовершенной конкуренции показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Типы рынков несовершенной конкуренции
Признаки Один продавец Несколько продав-цов Много продавцов
Недифференцирован-ный продукт
Чистая
монополия Чистая
олигополия Чистая
конкуренция
Дифференцированный продукт Дифференцирован-ная олигополия Монополистиче-ская конкуренция
Как сожно увидеть из таблицы 1.1 у такого рода рынков имеются 2 основных признака:
число продавцов на рунке;
дифференцированность товара: недифференцированный продукт представляет собой массовую продукцию с свойствами однородного плана – сюда можно отнести металл, зерно и др. Свойства данного рода продуктов либо уже заданы самой природой, либо же определяются стандартами. Все остальные продукты моно отнести к категории дифференцированных, важнейшие характеристики которых производителыми могут изменяться [4, С. 77].
Чистая монополия представляет собой рынок единственного продавца (можно отнести сюды государственную организацию, частную регулируемую или нерегулируемую со стороны государства организацию), который не имеет достаточно близких заменителей себе.
Уровень цена в каждом отделньо взятом случае устанавливвют различным образом, к примеру, государственной монополией могут устанавливаться уровни цен меньше уровня издержек на продукты, которые имеют достаточно важное значение для потребителей за чертой бежности, а нерегулируемой организацией могут устанавливаться предельно высокие размеры цены [10, С. 25].
Всю деятельность организаций-монополистов обычно регулирует государство. Оно имеет стремление к установлению такого рода цен, которые будут являться справедливыми и для производителей, и для потребителей. Если величина стоимости услуг не будет отрегулирована государством, то монополисты при назначении цены будут стараться извлечь для себя как можно большую степень выгоды. У чистой монополии присутствуют также последствия негативного характера: монополисты перестают развиваться, потому что нет внешних стимулов, конкуренции друг с другом, давление данной конкуренции, без которой не будет улучшена производственная технология и качественный уровень услуг.
Олигополистическая конкуренция может существовать, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, ценные , валюта, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, машинное и строительное оборудование.
Для олигополии характерны следующие черты:
1. Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами.
2. Небольшое число продавцов.
3. Существуют значительные барьеры входа и выхода.
4. Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля.
5. Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.
Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию. Это значит, что конкуренция осуществляется за счет повышения уровня обслуживания, качества производимой услуг, расширения ассортимента товаров [13, С. 55-59].
Чистая конкуренция имеет место, когда большое число организаций производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, песок, щебень, бетон и т.п. Для чистой конкуренции характерно:
1. Наличие неограниченного количества экономических агентов, продавцов и покупателей.
2. Производство и реализация однотипной продаваемой услуг.
3. Ограничение воздействия продавцов и покупателей на ценообразование предлагаемых товаров или услуг;
4. Все участники рынка могут без каких-либо барьеров входить и выходить из него [14, С. 77].
В условиях монополистической конкуренции работают, например, организации, рестораны, производители многих потребительских товаров. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
1. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.
2. Тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой.
3. На данном рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого организацией и ее конкурентами.
Конкурентная среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между организациями, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей [23, С. 15-16].
Конкурентная борьба - совокупность действий организации, направ-ленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание проч-ных позиций на рынке и вытеснении с него конкурента [18, С. 27-30].
Присутствие конкурента на рынке непосредственно влияет на органи-зацию. При появлении конкурирующей силы, организация обязана бороть-ся за право более качественно удовлетворить потребности покупателя, тем самым повысить лояльность покупателя к себе. Тем самым здоровая конку-ренция оживляет рынок, снижает цены, повышает качество сервиса.
Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результата-ми конкурентной борьбы. Во многом форма конкуренции и ее интенсив-ность зависит от вида деятельности конкурентов, от степени насыщенности рынка. Также решающим фактором является число и степень развития кон-курирующих организаций.
Функции, которые выполняет конкуренция:
делает рынок «живым»;
вынуждает организации и поставщиков удовлетворять спрос (жела-ние) потребителей;
вынуждает организации применять самые эффективные методы в про-изводстве своих товаров и услуг и работать над новыми технология-ми;
вынуждает при вступлении в какую-либо отрасль новых организаций расширять производство и снижать стоимость услуг до такого уров-ня, который будет соответствовать издержкам производства;
создает такую обстановку, которая способствует общественному и техническому прогрессу [25, С. 380-384].
Конкурентоспособность - это возможность эффективной хозяйствен-ной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конку рентного рынка [19, С. 24].
В экономических литературных источниках «конкурентоспособность» применяют к разным объектам. С экономической точки зрения наиболее значительным является конкурентоспособность товара, организации, от-расли, региона и страны. Конкурентоспособность применительно к всякому предмету, к кому бы она не рассматривалось, обозначает потенциальную или реальную способность данного предмета выдержать конкуренцию.
Организация, выступающая на рынке, как правило, находится в конкурентной среде, т.е. это сам рынок или его часть, где продавцы со-перничают за право реализовывать товары потребителям. Сама среда ха-рактеризуется рыночной деятельностью некоторого числа независимых по-купателей и продавцов. Продавцы борются между собой за право и воз-можность продать свой товар. Покупатели, в свою очередь, могут вести спор между друг другом за право покупки товара. С увеличением участни-ков рынка острее ощущается соперничество между ними.
Решающим фактором успешности организации на рынке, является по-требитель, именно он выбирается более подходящий ему товар. На основе выбора покупателей, среди организаций одного сегмента рынка, определя-ется конкурентная позиция каждой организации.
При наличии конкуренции, организация должна обеспечить свою конкур
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru. (дата доступа: 10.12.2018 г.).
2. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конку-ренции» // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru. (дата доступа: 10,12.2018 г.).
3. Белякова, К. А. Пути повышения конкурентоспособности строи-тельных организаций // Молодой ученый. - 2018. - №17. - С. 156-158.
4. Березин, И.С. Маркетинговый анализ и рыночная стратегия / И.С. Березин. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 256 с.
5. Бест, Р. Маркетинг потребителя / Р. Бест. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 752с.
6. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для СПО / С. Г. Васин. - М.: Юрайт, 2018. - 404 с.
7. Грейсон, Д. Американский менеджмент на пороге XXI века / Д. Грейсон, К. О’Делл. - М.: Экономика, 2015. – 320с.
8. Дихтиль, Е.А. Практический маркетинг: учебное пособие / Е.А. Дихтиль. - М.: Высшая школа, 2014. – 476с.
9. Жакупова, М.Г. Стратегический анализ деятельности организа-ции / М.Г. Жакупова, Е.В. Филиппова // Теория и практика современной науки. - 2016. - №2. - С.184-186.
10. Иванченко, О.В. Маркетинговый анализ конкурентной среды организации на продовольственном рынке / О.В. Иванченко // EKONOMICKE TRENDY. - 2016. - №2. - С.55-59.
11. Казакова, Ф.А. Маркетинг: учебное пособие / Ф.А. Казакова, О.Ю. Гордашникова. – Саратов: СГТУ им. Гагарина Ю.А., 2017. – 124с.
12. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Карасев. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 315 с.
13. Кощеев, В.А., Проблемы формирования и реализации государ-ственного строительного заказа (монография) / В.А. Кощеев - СПб: АНО ИПЭВ, 2008. – 240 с.
14. Кощеев, В.А., Государственное предпринимательство в строи-тельстве (государственный строительный заказ) (учебное пособие) / В.А. Кощеев. - СПб: АНО ИПЭВ, 2009. – 240 с.
15. Кощеев, В.А., Развитие конкурентоспособности саморегулируе-мых организаций в строительной сфере (монография) / В.А. Кощеев. - СПб: Изд-во СПбГАСУ. – СПб., 2016.
16. Климовских, Н.В. Методические подходы к исследованию кон-курентоспособности строительной организации / Н.В. Климовских, И.С. Гордиенок // Научные преобразования в эпоху глобализации: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтер-на, 2017. – С.97-101.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. котлер / пер. с англ. – 5-е европ. изд. – М.: Издат. дом Вильямс, 2016. – 752с.
18. Коцалап, С.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности на предприятии / С.А. Коцалап, А.Р. Швейда // Инновационная экономика и право. - 2016. - №2. - С.27-30.
19. Кревенс, Д. Стратегический маркетинг / Д. Кревенс. – М.: Ви-льямс, 2017. – 512с.
20. Конкурентная борьба // Studwood [2017-2018]. - UPL: https://studwood.ru/2190625/marketing/konkurentnaya_borba (дата обраще-ния: 04.12.2018).
21. Конкуренция // Википедия. [2018-2018]. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=92587467 (дата обращения: 03.12.2018)
22. Лебедев, А.А. Стратегическое управление как способ повыше-ния конкурентоспособности / А.А. Лебедев // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы XVI Международной научно-практической конференции в рамках VI Средне-русского экономического форума. – Ставрополь: ТОП, 2017. – С.44-48.
23. Лукашов, А.А. Конкурентоспособность строительной органи-зации в современных условиях / А.А. Лукашов // Экономика, 2017. - №3. – С.15-16.
24. Майоров, А.К. Способы повышения конкурентоспособности малых и средних строительных организаций / А.К. Майоров // Экономика и управление. – 2018. - №3. – С.69-75.
25. Мищенко, М.А. Механизм управления развитием организации в конкурентной среде / М.А. Мищенко, Н.А. Крикливая, А.В. Заступов // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2016. - №1. - С.380-384.
26. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг: учебное пособие / Т.В. Мурту-залиева, Р.К. Цахаев. – М.: Дашков и К, 2017. – 552с.
27. Павлишевская, А.Р. Проблемы роста конкурентоспособности российских организаций / А.Р. Павлишевская, Т.Г. Агиевич // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - №4. - С.35-38.
28. Панов, А.И. Современный менеджмент: новые тенденции / А.И. Панов. - Н. Новгород, 2015. - 590с.
29. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высоко-го результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 716с.
30. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные пре-имущества стран / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Брукс, 2016. - 947с.
31. Пржедецкая, Н.В. Технология оценки конкурентоспособности организации в условиях меняющегося рынка / Н.В. Прждецкая, Е.П. Кулькова, В.В. Шевелева // Фундаментальные исследования. - 2016. - №2. - С.614-617.
32. Путятина, Л.М. Комплексный подход к анализу положения ор-ганизации в отраслевой среде / Л.М. Путятина, Н.В. Тарасова, Л.А. лавро-ва // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2016. - №3. - С.49-52.
33. Селютина, Л.Г. Методы оценки конкурентоспособности строи-тельной организации / Л.Г. Селютина, К.С. Напалкова // Вопросы эконо-мических наук. – 2017. - №1. – С.72-73.
34. Скорниченко, Н.Н. Конкурентная среда организации и проце-дура ее анализа / Н.Н. Скорниченко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2016. - №5. - С.64-68.
35. Торопова, Т.А. Конкурентоспособность организаций как осно-ва эффективной экономики / Т.А. Торопова // Решений. - 2016. - №1. - С.433-435.
36. Трифонов, Ю.В. Позиционирование организаций в рыночной среде / Ю.В. Трифонов, А.Н. Визгунов, Н.П. Визгунов // Экономика и предпринимательство. – 2017. - №2-1. – С.385-389.
37. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. - М.: Юрайт, 2018. – 447с.
38. Филимонова, Л.А. Оценка конкурентоспособности строитель-ной организации / Л.А. Филимонова, Д.А. Буткова // Экономика и социум. – 2018. - №6. – С.1242-1252.
39. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позицио-нирование / Г. Хулей. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 800с.
40. Хусаинова, Р.Р. Современные маркетинговые технологии / Р.Р. Хусаинова // Бенефициар. – 2017. - №13. – С.12-16.
41. Шацких Е. А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества услуг и конкурентоспособности [Электрон-ный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/61/9041/ (дата обращения: 12.12.2018).