Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к содержанию образования учащихся. В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах начального образования отмечается, что одной из задач воспитания является формирование общей культуры личности ребенка, в том числе его эстетических качеств, развитие которых осуществляется на уроках изобразительного искусства, технологии, музыки, литературного чтения. Эстетическое воспитание предполагает понимание прекрасного, формирование эстетического отношения к миру, преобразование окружающего культурного пространства на основе представлений о гармоничности, целостности, пропорциональности.
Степень разработанности научного вопроса. Формированию и развитию у школьников разного возраста эстетического восприятия посвящены труды Е. Келлера, В. Штерна, Д.Н. Унадзе и др.; развитию эстетического интереса и вкуса посвятили свои исследования А.П. Белик, М.С. Каган, H.A. Дмитриева, A.C. Молчанова, В.А. Разумный и др.; особенности формирования эстетических способностей личности охарактеризованы Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, A.B. Петровским, Г.С. Ригиной и др.; выявление эстетических потребностей личности осуществлено B.C. Кузиным, А.Н. Семашко, К.Н. Хабибулиным и др.
Вопросы воспитания школьников во внеурочной деятельности в свое время были раскрыты В.П. Вахтеровым, H.A. Корфом, С.Т. Шацким, В.Н. Сорока-Росинским, A.A. Фортунатовым, М.А. Рыбниковой, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинским; из современных ученых можно назвать фамилии З.В. Артеменко, Д.А. Белоусова, А.А. Бурченковой, Д.В. Григорьева, Н.Е. Павлова, В.Н. Соколовой, Л.Н. Селивановой и др. В их исследованиях подчеркивается, что внеурочная деятельность позволяет придать новую динамику образовательному процессу.
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для самоосуществления школьников, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение углубленных знаний, навыков и умений по одному или нескольким направлениям, в рамках которых учащийся занимается самообразованием. Концепции эстетического развития школьников во внеурочной деятельности представлены в публикациях Г.И. Егорова, С.Г. Корниенко, О.В. Кучерук, Г.Е. Тагильцевой и др. Однако при всей значимости идей данных авторов остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные с использованием возможностей потенциала всех предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла в эстетическом воспитании учащихся, что актуализирует проблему настоящего исследования, разрешению которой посвящена настоящая работа.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – процесс эстетического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – процесс эстетического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности будет эффективным, если:
обозначены критерии эстетической воспитанности учащихся;
разработана и реализована программа, в содержании которой заложена интегративная основа (музыка, ИЗО, технология, литературное чтение, история, мировая художественная культура).
Цель исследования – разработать и реализовать интегрированную программу, направленную на организацию процесса эстетического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) выявить сущностные черты эстетического воспитания, обозначить критерии эстетической воспитанности;
2) проанализировать возможности внеурочной деятельности в эстетическом воспитании младших школьников;
3) организовать и провести исследование уровня эстетической воспитанности младших школьников;
4) реализовать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, обобщить результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, формирующий педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Методики исследования: авторская анкета, тест Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Громкий – тихий», методика В.А. Шабановой «Дорисуй».
База проведения эмпирического исследования: МБОУ СОШ Калининграда.
Практическая значимость результатов исследования заключается: 1) в разработке авторской анкеты, позволяющей изучить состояние когнитивного компонента эстетической воспитанности младших школьников; 2) в разработке авторской интегрированной программы, направленной на организацию процесса эстетического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности. И анкета, и программа могут быть использованы учителями, работающими в начальных классах.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание исследования сопровождается 6 таблицами и 3 рисунками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Эстетическое воспитание: понятие, сущностные черты, критерии эстетической воспитанности
Человеческая деятельность неразрывным образом связана с миром прекрасного: люди слушают музыкальные произведения, любуются полотнами художников, наблюдают за удивительными явлениями природы – рисунками, оставленными морозом на стекле; радугой, появляющейся после проливного дождя; мерцанием звезд в небе. Одним словом, каждый соприкасается с эстетикой. Для того чтобы научиться разграничивать прекрасное от безобразного, необходимо систематическое воспитание. В школе оно организуется на основе освоения таких предметов, как изобразительное искусство, музыка, технология, литературное чтение. Эстетическое воспитание – не самоцель, а задача, решение которой является необходимым условием формирования всесторонне и гармонично развитой личности. В контексте сказанного обратимся к источникам, авторы которых посвятили свои исследования данному вопросу.
В словаре «Педагогика», составленном А.М. Новиковым, сформулировано следующее определение: «воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [36, с. 26]. В учебном пособии Б.Т. Лихачева «Педагогика» акцентируется внимание на том, что сложность воспитания обусловлена процессом вхождения «подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья» [15, с. 28]. Благодаря воспитанию в обществе сохраняется преемственность традиций. Цель воспитания заключается в наиболее полном культурном развитии человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. В результате воспитания формируется личность, живущая в гармонии с собой, природой и социумом; личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей; личность, способная управлять своими эмоциями и психикой, умеющая адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде.
Эстетическое воспитание, как следует из определения, представленного в учебнике Е.В. Шарохиной «Педагогика», это «воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности» [34, с. 171]. Иное определение содержится в методическом пособии Е.Ф. Сивашинской «Педагогика», где сказано следующее: «эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства» [26, с. 121].
В этом же источнике обозначен целевой ориентир эстетического воспитания. По мнению Е.Ф. Сивашинской, он состоит в формировании эстетической культуры личности. Будучи важнейшим компонентом духовной культуры человека, эстетическая культура свидетельствует о степени овладения эстетическими знаниями, идеалами, эстетическим отношением к природе и искусству. Применительно к учащимся начальных классов под эстетической культурой имеют в виду «сложное, комплексное, личностное образование, в процессе формирования которого большое значение имеет возможность включения младшего школьника в художественно-практическую, эстетическую деятельность сообразно с интеллектуальными, индивидуальными, возрастными особенностями» [12, с. 25].
С точки зрения автора публикации И.А. Евдокимовой «Сущность и внутренняя структура эстетического воспитания», под эстетическим воспитанием понимают «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [38]. В качестве целевого ориентира автор статьи указала на формирование у учащихся нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.
Эстетическое воспитание, пишет И.А. Евдокимова, невозможно без ведущей роли взрослого, который становится инициатором организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Автор публикации глубоко убеждена в том, что «только через целенаправленное вовлечение учащихся в разнообразную творческую художественную деятельность можно развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности» [38].
В понимании А.В. Вахрушевой, чья статья называется «Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства», определение следует раскрывать достаточно лаконично: «Эстетическим воспитанием называют целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности» [8, с. 450]. Оно вязано с восприятием и пониманием прекрасного, наслаждением и эстетическим творчеством человека; выражается через материальную и духовую деятельность. Эстетическое воспитание, продолжает А.В. Вахрушева, необходимо начинать с дошкольного возраста, продолжать в младшем школьном, среднем и старшем, поскольку с его помощью осуществляется встреча с прекрасным: «Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты». В целом же, обобщает автор публикации, эстетическое воспитание «способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности» [8, с. 450].
В исследовании Л.К. Фортовой «Сущность эстетического воспитания» обозначены его структурные компоненты: 1) эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; 2) художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; 3) эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; 4) воспитание творческих потребностей и способностей [31].
В учебном пособии М.М. Фицула указано, что эффективность процесса эстетического воспитания обеспечивается созданием ряда условий, к числу которых отнесены: 1) наличие в школе и семье эстетически привлекательной обстановки; 2) обращение в воспитательной работе с учащимися к народным традициям и обрядам; 3) поддержание высокой эстетической культуры воспитательных мероприятий; 4) привлечение учащихся к участию в работе кружков художественной самодеятельности, участию в конкурсах и олимпиадах эстетического направления; 5) сохранение высокого уровня эстетической культуры педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении; 6) взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации [30].
Одним из важных условий эстетического воспитания является выбор действенных средств, на что указано в учебном пособии В.А. Сластенина «Педагогика». Одним из таких автор книги называет изобразительное искусство, ибо оно способствует развитию у школьников художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства [27].
Другим средством эстетического воспитания названа музыка. В условиях общеобразовательной школы она используется для прослушивания и исполнения. Хоровое пение, по мнению В.А. Сластенина, обеспечивает совместное переживание лирических чувств; помимо прочего, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. В контексте сказанного в школе должно отводиться время на ознакомление с основами музыкальной грамоты [27].
Действенным средством эстетического воспитания В.А. Сластенин называет литературу: школьники учатся воспринимать искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, дети начинают задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств поэту или писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления [27].
Не менее важным средством эстетического воспитания В.А. Сластенин считает природу, поскольку она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. В методическом пособии «Педагогика» Е.Ф. Сивашинской акцентировано внимание на том, что большие возможности для эстетического воспитания школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана. При этом педагог не должен ограничиваться исключительно рамками урока. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры [26]. В пособии перечислены формы и методы эстетического воспитания: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие.
При определении результативности воспитательного процесса ключевым понятием является воспитанность. Это степень соответствия личностного развития поставленной педагогами цели и результат воспитательного процесса. Под эстетической воспитанностью необходимо понимать «качественный показатель эффективности эстетического воспитания» [16, с. 60]. Данное определение сформулировано в работе Ю.С. Любимовой «Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов». В этом же источнике отмечается, что эстетическая воспитанность личности имеет интегративный характер.
В ее структуре выделяют следующие компоненты: 1) когнитивный (предполагает эстетические представления и знания учащихся, «информированность» в области искусства); 2) эмоционально-побудительный (связан с эстетической направленностью личности, интересами, склонностями, предпочтениями); 3) деятельностный (это практические умения и навыки эстетико-предметной деятельности, проявления творческой активности) [16]. Исследователь М.Г. Семенищева предлагает дифференцировать учащихся в зависимости от уровня эстетической воспитанности личности. Она выделила низкий, средний и высокий.
Оценка младшего школьника низкого уровня ограничивается словами «нравится» либо «не нравится». У него отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в жизни и в искусстве; он не может выразить отношение к эстетической значимости предмета; эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется; выполнение учебных заданий находится на стадии воспроизведения [24].
На среднем уровне художественные интересы проявляются ситуативно; эстетические знания ограничены; анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с малой долей эмоциональности; и хотя эстетический идеал сформирован, тем не менее, младший школьник не всегда понимает эстетическую ценность явлений; не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства; образные ассоциации и эстетические оценки возникают с опорой на учебные знания; эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников; отношение к учебным заданиям активно-исполнительское [24].
На высоком уровне сформированы эстетические представления, понятия; учащийся имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал; умеет выражать свое понимание прекрасного с помощью различных видов искусств; заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей; обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее [24].
В проанализированных нами работах поясняется, что результатом эстетическое воспитания личности становится эстетическое развитие. С точки зрения автора монографии «Эстетическое образование в период детства» А.Ф. Яфальян, под эстетическим развитием понимается «процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности»; эстетическое развитие рассматривается в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности [35, с. 154].
Фрагмент для ознакомления
3
I. Правовые и иные акты
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Принят. Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009. № 373.
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
II. Научная и учебная литература
4) Алиева Л.В. Внеурочная деятельность школы – инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 14-23.
5) Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Елец, 2009. – 186 с.
6) Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность: создание условий для самоопределения обучающихся // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 33-40.
7) Валеева О.С. Обеспечения индивидуального подхода в рамках внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 60-63.
8) Вахрушева А.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / А.В. Вахрушева, Е.А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 450-452.
9) Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 176 с.
10) Головнева Е.В. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников / Е.В. Головнева, Г.М. Синдикова, Г.Х. Синагулова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-27. – С. 6078 -6082.
11) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
12) Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа. – 2009. № 1. – с. 20-25.
13) Карягина Г.В. Формирование эстетического вкуса младших школьников // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – с. 29-32.
14) Лёвина А.А. Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе // Гаудеамус. – 2016. Т. 15. № 4. – с. 93-96.
15) Лихачев, Б.Т. Педагогика: учебное пособие. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-М, 2012. – 607с.
16) Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 60-64.
17) Мелешкина Е.А. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии личности современного школьника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. № 11(2). – с. 261-264.
18) Мусс Г.Н. Внеурочная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников // Образование и наука: проблемы и перспективы развития: матер. межд. электронного симпозиума. – Махачкала, 2014. – с. 123 - 127.
19) Нехлопочина А.Н. Эстетическое развитие младших школьников на основе взаимодействия видов искусства: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Елец, 2012. – 22 с.
20) Петухова А.В. Методические аспекты воспитания эстетического сознания младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Петухова, Е.А. Беседина // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей науч.-практ. конф. – Пенза, 2016. – с. 61 - 65.
21) Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. – 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2010. – 206 с.
22) Сейдниязова Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. № 6(16). – с. 123-126.
23) Сейдниязова Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. № 6 (16). – с. 123-126.
24) Семенищева М.Г. Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников, детерминированные синтезом искусств // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. № 2. – с. 149-156.
25) Семенищева М.Г. Педагогические рекомендации организации эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеурочной деятельности / М.Г. Семенищева, А.С. Джангазиева, И.С. Сивова // Pedagogical Journal. – 2017. № 7. – с. 130-141.
26) Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 179 с.
27) Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
28) Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2009. – 281 с.
29) Фархшатова И.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. № 5(2). – с. 99 - 102.
30) Фицула М.М. Педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 248 с.
31) Фортова Л.К. Сущность эстетического воспитания / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Молодой ученый. – 2015. № 21. – с. 839-842.
32) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2009. – 430 с.
33) Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): дисс. … канд. пед. наук / В.А. Шабанова. – М., 2014. – 222 с.
34) Шарохина Е.В. Педагогика: конспект лекций / Е.В. Шарохина, О.О. Петрова, О.В. Долганова. – М.: Эксмо, 2010. – 193 с.
35) Яфальян А.Ф. Эстетическое образование в период детства: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 282 с.
III. Справочные источники
36) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
IV. Интернет-ресурсы
37) Арябкина И.В. Сущность культурно-эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования // Педагогика искусства. – 2018. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal. (дата обращения: 24.01.2019).
38) Евдокимова И.А. Сущность и внутренняя структура эстетического воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka. com/6_NITSB_2010/Philologia/59598.doc.htm. (дата обращения: 15.01.2019).
39) Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Современные научные исследования и инновации. – 2011. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues /2011/07/1239. (дата обращения: 22.01.2019).
40) Муромцева О.В. Условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика искусства: электрон. журн. – 2007. – № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/. (дата обращения 18.01.2019).
41) Торшилова Е.М. Тест «Громкий – тихий» / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Диагностика эстетического восприятия учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://talant-portal.sfedu.ru/content/diagnostiki-esteticheskogo-vospriyatiya-uchashchihsya. )дата обращения: 20.01.2019).