Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Советы по выбору научного руководителя

8 июня 2022 г.

Время чтения 4 минуты

Содержание

Содержание:

Студент, получающий специальное или высшее образование, пишет курсовые и дипломные работы. В этом ему помогает научный руководитель – преподаватель кафедры, ученый, который помогает определиться с темой исследования и выбором методов его проведения, рекомендует подходящую литературу, дает советы по организации научного эксперимента. Чтобы «сработаться» с научным руководителем, нужно ответственно подойти к его выбору.

Кто такой научный руководитель и что входит в его обязанности

Научный руководитель – преподаватель кафедры, который работает со студентом над его курсовым или дипломным исследованием, начиная с выбора темы и заканчивая защитой работы. Он помогает справиться с возникающими в процессе разработки проекта проблемами. Кроме того, руководитель делает следующее:

  • помогает выбрать и сформулировать  тему научной работы;
  • оказывает содействие в выборе источников для исследования и составлении  списка литературы;
  • объясняет, какие  методы исследования  лучше подойдут для конкретной работы;
  • проверяет готовую работу (сразу или по частям);
  • помогает редактировать работу (ошибки, оформление, смысловая часть);
  • проверяет оригинальность работы;
  • ставит оценку за исследование и дает  отзыв.

На протяжении всего периода, отведенного на написание курсовой или дипломной работы, научный руководитель проводит консультации, на которых можно уточнить все интересующие вопросы.

Критерии выбора научного руководителя

Обычно научного руководителя выбирают еще на начальных курсах, для написания курсовых работ. В дальнейшем совместное сотрудничество переходит в плодотворную работу над дипломным проектом. Другими словами, с этим человеком студент будет сотрудничать на протяжении всей учебы. Именно поэтому нужно выбирать научного руководителя вдумчиво.

На что обратить внимание в первую очередь? Отталкивайтесь от личности преподавателя. Это должен быть уважаемый, авторитетный ученый, который имеет собственную точку зрения по определенной научной проблеме и часто пишет статьи для научных изданий.

Другие критерии для выбора:

  1. Интерес в выбранной вами проблематике. Важно, чтобы преподаватель был заинтересован в теме, которую вы хотите исследовать. Компетентность и заинтересованность научного руководителя – это 50% успеха при написании диплома или курсовой.
  2. Научные достижения. Проверьте, издавал ли выбранный вами преподаватель научные статьи по интересующей вас проблематике в последние 2-3 года. Если нет, то вам стоит подыскать руководителя, который более погружен в тему.
  3. Сложившиеся с конкретным преподавателем отношения. Если между студентом и руководителем натянутые отношения, совместная работа над научным проектом будет очень некомфортной. Именно поэтому стоит делать выбор в пользу преподавателя, к которому вы испытываете симпатию и который отвечает вам тем же.
  4. Занятость преподавателя. Работник кафедры может иметь очень загруженный график. Часто преподаватели, несмотря на это, все же берут студентов, но на практике не могут уделить им достаточно внимания.

Выбирая кандидатуру научного руководителя, вы можете посоветоваться со студентами старших курсов, которые имеют опыт сотрудничества с преподавателями в качестве кураторов.

Как взаимодействовать с научным руководителем?

Общаясь с научным руководителем, не забывайте о правилах делового общения. От вас требуется:

  • не опаздывать на консультации, при необходимости заранее предупреждать о своем отсутствии;
  • заранее обсудить, каким образом можно общаться дистанционно по рабочим вопросам (по телефону, через электронную почту или мессенджеры);
  • уважать авторитетное мнение, здраво воспринимать замечания и критику;
  • выполнять работу в оговоренные сроки, вовремя предоставлять отдельные элементы исследования на проверку.

Рассказывайте куратору обо всех шагах, которые вы предпринимали для проведения исследования. Приходите на консультации с заранее подготовленными вопросами, примерами, моделями, чертежами и другими разработками.

Каких преподавателей не стоит выбирать в руководители?

На собственном опыте и опыте старшекурсников можно составить собственный рейтинг преподавателей, которые являются не лучшими кандидатами в научные руководители. Не стоит выбирать преподавателей с такими качествами, как:

  1. Неорганизованность. Преподаватели такого типа могут быть прекрасными учеными, но в то же время они никогда не знают о точных сроках, требованиях, действующих методических материалах. Они часто опаздывают на пары.
  2. Пассивность. Пассивные преподаватели берут курсовиков и дипломников не потому, что им хочется, а потому, что так нужно. Они не хотят вникать в тему и всю работу возлагают на студента. Опасность заключается в том, что на протяжении всего периода работы над исследованием он не проявляет интереса, а за несколько недель до защиты начинает имитировать бурную деятельность, придираясь к студенту и требуя от него идеальной работы.
  3. Занятость. С таким преподавателем студенты, пишущие курсовую или дипломную работу, ощущают себя назойливыми, отвлекающими серьезного человека от важных дел бездельниками. Он будет проверять работу поверхностно, не предоставляя особой обратной связи. Перед защитой вас может ожидать неприятный сюрприз: занятой преподаватель все же найдет время и пришлет огромный список правок.

При необходимости допускается смена научного руководителя, но делать это нужно не на последнем году обучения, когда предстоит написание дипломной работы.

И в завершение предлагаем видео, в котором содержатся советы по выбору научного руководителя.

Самые популярные статьи