Фрагмент для ознакомления
2
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы [3, c.12]. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 установлены следующие понятия качества [2]:
1.Организация, ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
2.Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
3.Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
Качество включает в себя множество компонентов [3, c.88]. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер [4, c.19]. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе развития рыночной экономики. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.
От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны [5, c.12]. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Современная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции [6, c. 28]. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Сегодня, когда в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей нужна информация и контроль.
Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом [7, c.41]. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.
Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000 [8, c.70]. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.
Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.
1.2 Состояние управления качеством продукции на современных предприятиях
С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [9, c.46]. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.
Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия [10, c.62]. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе [11, c. 32] :
а) разработка плана улучшения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
в) принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
г) изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего улучшения качества продукции.
В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции [12, c.23]:
1. Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
2. Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
3. Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).
4. Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц — сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.
Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) — только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным [13, c.745].
Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций [14, c.169]. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции.
Возвращаясь к направлениям деятельности предприятия в области качества следует рассмотреть их специфические особенности, имея ввиду, что эта деятельность носит интегрированный характер и, в сущности, может рассматриваться как основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством.
Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования [15, c.55]. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопониманию повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.
Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.
Качество является необходимым и объективным фактором, признаваемым рынком (оцениваемым покупателем), обеспечивающим преуспевающее положение предприятия [16]. Внедрение новой концепции требует проведения обучения как по линии повышения квалификации управленческого персонала и специалистов, так и по линии технической учебы всех исполнителей. Для реализации конкретных систем всеобщего управления качеством необходимы разработка и внедрение практических методов и моделей, используя опыт внедрения систем качества по ИСО 9000.
Сертификация системы качества предприятия проводится на соответствие выбранному стандарту (ИСО 9001, 9002), определяющему соответствующую модель этой системы [17, c.137]. Соответствие сертифицируемой системы качества конкретной модели позволит предприятию поддерживать ожидаемый потребителем уровень качества (в соответствии с выбранной моделью) при оптимальных затратах.
Исходным и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия является документация системы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001, 9002 с учетом выбранной модели обеспечения качества [18, c.212].
Стандарты качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между потребителем и производителем, они являются фундаментом для решения возникающих проблем качества. Однако следует помнить, что стандарты, отражая базовую модель системы качества в рассматриваемый период времени, не могут охватить все аспекты качества. В силу этого система качества требует дальнейшего развития в своей эволюции. Хорошие перспективы в этом направлении дает концепция всеобщего управления качеством.
1.3 Основные аспекты управления качеством как фактором конкурентоспособности предприятия
В отечественной практике промышленного производства традиционно считалась качественной продукция, обладающая совокупностью свойств, которые обусловливали ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее целевым назначением. Эти свойства продукции интерпретировались в определенные параметры, которые фиксировались в нормативной документации на продукцию [19,c.137].
Однако в условиях рынка предприятию важно не только произвести продукцию в соответствии с установленными заранее требованиями на нее, но и реализовать произведенную продукцию. В этом случае главным критерием качества продукции становятся не сами технико-экономические параметры продукции, отражающие ее качество, а предпочтения реального потребителя, основанные на ценности для него этой продукции. Сложность данной проблемы состоит в том, что у каждого отдельно взятого потребителя свой взгляд на то, какой должна быть удовлетворяющая его продукция. Поэтому в мировой практике это закреплено в международных стандартах, качество интерпретируется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. В этом случае устанавливается прямая зависимость между качеством продукции и объемами ее продаж, что в свою очередь увеличивает положительный результат деятельности предприятия и, скорее всего, приводит к росту эффективности его производства.
Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделили ее изготовители. В то же время по отношению к предприятию достигнутое качество выпускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные, экономические результаты деятельности [20.c.188]. Экономические категории качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем качества.
При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала особенно жесткой, улучшение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом самого его существования в силу того, что оно является главным фактором увеличения выручки от реализации конкретной продукции [21,c.198]. Кроме того, высокое качество изготовления прямо снижает издержки за счет увеличения продукции, которую можно продать, уменьшения случаев затрата продукции покупателями, вследствие проявившихся дефектов, а также за счет снижения потребительских затрат на гарантийный ремонт. Таким образом, качество является важными элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющем его производительность и эффективность. При лучшем качестве продукции и ее производства предприятие получает больше прибыли, которую оно может использовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности и этим самым увеличить или сохранить объем продаж и соответственно эффективность своей деятельности. Особенно это важно для новых продуктов, высокое качество которых дает, кроме сокращения затрат в производстве, также увеличение объема продаж и соответственно прибыли за счет оплаты покупателем этого качества.
Конкурентоспособность продукции — сложная категория, объединяющая совокупность факторов, формируемых различными видами деятельности на предприятии, важнейшими из которых являются: качество, сервисное и техническое обслуживание, цена потребления и инновационная деятельность (новизна и технический уровень продукции и процессов) [22,c.162]. Цена товара также является мощным средством конкурентной борьбы на рынке. В условиях сложившегося рынка конкурентоспособность товаров на 70—80 % зависит от их качества. В силу этого понятия «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» являются взаимозависимыми: с одной стороны качество продукции определяет ее конкурентоспособность, а с другой — только конкурентоспособный товар может считаться качественным.
Под конкурентоспособностью продукции (товара) принято понимать ее способность отвечать требованиям целевого рынка этого вида товара [23,c.212].
Оценка конкурентоспособности конкретной продукции производится на основе ее сопоставления с соответствующей продукцией других производителей (конкурентов) [24, c.82].
Показатели конкурентоспособности определяются отношением полезного эффекта от использования продукции к цене ее потребления[25]. В качестве полезного эффекта обычно принимаются показатели качества и характеристики продукции.
Уровень конкурентоспособности определяется отношением показателей конкурентоспособности оцениваемой продукции и продукции конкурента (конкурентов). Если это отношение больше единицы, то продукция конкурентоспособна, если меньше — то нет.
За базовую продукцию при оценке принимают обычно идеальную потребительскую модель продукции или соответствующую модель производителя — лидера отрасли по рассматриваемому виду продукции[26, c.46]. В такой оценке, наряду с объективностью конкретных показателей качества и цены продукции, часто присутствует элемент субъективизма, связанный с тем, что значимость рассматриваемых показателей (характеристик) определяется экспортно. Кроме того, сама совокупность сравниваемых характеристик также может выбираться с определенной долей субъективизма.
Характеристики качества прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности [27, c.143]. Структура оценки показателей конкурентоспособности определяется на основе сложившейся практики в конкретной отрасли с зачетом ее особенностей и специфики целевого рынка (рынков).
Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо пропорциональна его уровню [28, c.82]. При оценке уровня конкурентоспособности продукции необходимо предварительно определить соответствие конкурирующей продукции нормативно-правовым документам. В противном случае такие оценки являются несостоятельными.
Связь конкурентоспособности продукции и прибыли от ее продаж имеет более сложную зависимость, которая должна учитывать периоды создания, производства, и сбыта продукции, объемы ожидаемых продаж и их отношение к общей емкости рынка, уровень конкурентоспособности продукции, число видов продукции конкурентов, показатели имиджа предприятия и его конкурентов, отношение «спрос — предложение» и другие факторы [29, c.176].
1.4 Вывод по главе 1
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты системы качества продукции на промышленном предприятии.
Качество и цена продукции являются важными, но не единственными факторами обеспечения конкурентной позиции предприятия на рынке. Поэтому для достижения успеха недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности продукции до выхода ее на рынок. Необходимо активно влиять на ситуацию на рынке, включая приобретение необходимого имиджа, стимулирования спроса, решение вопросов кредитования покупателей и расширения сбытовой сети и другие активные действия. Вместе с тем необходимо помнить, что качество продукции является главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия в отрасли и на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.Н., Теоретические основы разработки системы управления созданием и развитием конкурентоспособных машиностроительных предприятий / Андреев В.Н., Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е. // Российское предпринимательство. – 2020. – Том 11. – № 5. – с. 144-149.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь // Консультант Плюс СПС. 2021.
3. Бочкова Е.В. Информационная поддержка управления качеством продукции / Бочкова Е.В.// Студенческая наука XXI века : материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 145-147.
4. Гупанова Ю.Е. Система принципов управления качеством / Гупанова Ю.Е.// Российское предпринимательство. – 2019. – Том 10. – № 2. – с. 55-58.
5. Чаунина О.О. Качество продукции и его показатели // Научное сообщество студентов : материалы XIV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 281-283.
6. Ульянов М.В. Эффективность проекта адаптации российских предприятий к стандартам ISO серии 9000 / Ульянов М.В. // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 8. – № 2. – с. 28-31.
7. Войтов В.А. Качество продукции как показатель, влияющий на уровень экономической безопасности производственных подразделений УИС / В.А. Войтов, О.А. Москвитина // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 41-44.
8. Алексеенко А.М. Международные стандарты ISO серии 9000:2000 / Алексеенко А.М. // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – с. 69-74..
9. Косов Д.А. Управление качеством в организациях и на предприятиях / Д.А. Косов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. - № 3. С.44-49.
10. Милешина О.Ю. Интегрированное планирование как инструмент улучшения качества услуг / Милешина О.Ю. // Экономика и социум: современные модели развития. – 2018. – Том 8. – № 2. – с. 62-70.
11. Невмывако В.П. Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством услуг / Невмывако В.п.// Экономика и социум: современные модели развития. – 2018. – Том 8. – № 2. – с. 22-32.
12. Сушко А.В. Управление и организация производством на предприятии: теоретический аспект / А.В. Сушко, Е.В. Полицинская. – ЮТИ ТПУ, 2019. – 139 с.
13. Шибанова А.А., Панченко Т.М. Принципы управления качеством и их влияние на финансовые показатели деятельности предприятий промышленности – [Текст] // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – с. 743-754.
14. Выскребенцев И.С. Экономика и управление качеством организации / И.С. Выскребенцев, В.А. Бузунова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2018 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 169-170.
15. Визжачая А.А. Качество как экономическая категория и объект управления / Визжачая А.А. // Интерактивная наука. – 2018. – № 7 (29). – С. 55-57.
16. Грехов А.О. Эффективность производственного процесса // Научный диалог: экономика и управление. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/541442/discussion_platform (дата обращения: 08.05.2021).
17. Жинкина Е.А. Управление качеством по-японски / Жинкина Е.А. // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 136-137.
18. Назаров С.В. Проведение оценки качества функционирования ООО «Вольт» на основе критериев Европейской премии качества / Назаров С.В.// Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 212-214.
19. Жинкина Е.А. Современная методология управления качеством на предприятии / Е.А. Жинкина, Ю.А. Немирова // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 137-138..
20. Моргунова Э.В. Сущность управления системой менеджмента качества на промышленных предприятиях России / Моргунова Э.В.// Приоритетные направления развития образования и науки : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.). В 2 т. Т. 2. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 188-189.
21. Унежева Ф.З. Современные подходы к контролю качества сервиса в туризме / Ф.З. Унежева, З.Ю. Тенова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 198-200.
22. Немирова Ю.А. Некоторые аспекты управления качеством продукции за рубежом / Ю.А. Немирова, Е.А. Жинкина // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – С. 162-163.
23. Мамедзаде Э.Р. Совершенствование экономических методов разработки системы менеджмента качества / Мамедзаде Э.Р, // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2020 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 212-214.
24. Филатова Т.А. Критерии оценки качества услуг в сервисной организации // Российское предпринимательство / под ред. Филатовой Т.А. // – 2017. – Том 14. – № 6. – с. 82-87. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8066. (дата обращения: 08.05.2021).
25. Показатели качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://metrologe.ru/otvety-na-voprosy-po-standartizatsii-metrologii-i-sertifikatsii/402-pokazateli-kachestva.html (дата обращения: 02.05.2021).
26. Харитонова Е.А. Качество продукции как объект управления на предприятии // Наука в цифрах. / под ред. Харитоновой Е.А. // – 2017. – № 4 (5). – С. 45-48.
27. Юдин А.А. Перестройка производственных процессов для повышения конкурентоспособности организации – [Текст] // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 10. – № 12. – с. 143-152.
28. Галкина Л.О. Мониторинг рынка машиностроительной продукции / Галкина Л.О. // Российское предпринимательство. – 2020. – Том 11. – № 6. – с. 82-86.
29. Элияху М. Голдратт Цель. – М.: Попурри, 2019. – 400 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iptmnntu.ru/dl/books/sys_podhod /%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%82%20%D0%9C.%20%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D1%8F,%20%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%84%D1%84%20%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D1%81%20-%20%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D 1%8C..pdf (дата обращения: 08.05.2021).
30. Официальный сайт АО «ГОЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.goz.ru/grazhdanskaya-produkciya/ (дата обращения: 08.05.2021).