Фрагмент для ознакомления
2
Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) – одна из самых распространённых и комплексных видов банковских услуг, которая старого регулируется действующими нормативно-правовыми актами. Правовые аспекты расчетно-кассовых операций рассматриваются на четырех уровнях.
Первый уровень - Федеральные законы. Так, в с п.3 ГК РФ основным критерием разграничения наличных и безналичных расчетов является использование банковских счетов в кредитных организациях. Наличные расчеты осуществляются с участием банков [1]. Деятельность коммерческих банков регулируется двумя основными законами: Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2] и Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» 2 декабря 1990 г. № 395-I (в ред. от 20.04.2021 № 92-ФЗ) [3]. Кроме того, НК РФ определяет состав операций, освобожденных от уплаты НДС, в том числе: кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Все валютные операции в рамках кассового обслуживания клиентов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [4], согласно которому ЦБ РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Все кассовые подразделения коммерческих банков осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Второй уровень - положения ЦБ: основным документам для кредитных организаций является Положение Банка России от 29.01.2018 г. № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» [5]. Также следует учитывать Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» [6].
Третий уровень - указания и инструкции ЦБ РФ: Инструкция Банка России от 10.06.2013 № 143-И «О порядке работы с банкнотами иностранных государств (группы иностранных государств), сданными уполномоченными банками для проведения проверки подлинности в учреждения Банка России», Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и другое.
К четвертому уровню относятся документы самого коммерческого банка. Кроме нормативных документов ЦБ РФ каждый банк имеет право принимать собственные документы, конкретизирующие проведение кассовых операций и инкассации.
Понятие расчетно-кассовых операций включает в себя всю совокупность расчетов наличными деньгами: между банком и фирмой, ИП или физическим лицом; между фирмами или ИП; между физическим лицом и фирмой или ИП.
Комплекс услуг по расчетно-кассовому обслуживанию включает следующие процедуры с финансовыми потоками: регистрация; хранение; перемещение; перерасчет; инкассация; учет. Отношения с банком регулируются договором расчетно-кассового обслуживания. В процессе создания договора стороны могут вносить определенные требования и дополнения в условия. Несоблюдение правил соглашения наказывается взысканиями в виде пени, размер которой также контролируется законодательными органами. Основной обязанностью финансовой организации является обеспечение оперативного и бесперебойного движения денежных средств клиента с высоким уровнем безопасности проведения всех процедур.
Юридическим и физическим лицам предлагают различные пакеты банковских продуктов. Некоторые из сервисов могут предоставляться на бесплатной основе. Тарифы на платные услуги строго регулируются государственным законодательством, требования которого являются обязательными для всех коммерческих банков [11, с. 155].
Открытие счета является необходимой мерой для доступа к основному пакету банковских сервисов, который позволяет создавать грамотный поход к ведению оперативной коммерческой деятельности. Важной особенностью РКО для юридических лиц является доступ к валютным операциям, которые возможно производить при наличии следующих счетов: расчетный счет; текущий; счет для покупки валюты на национальном рынке, депозитный счет.
Валютное обслуживание включает: покупка и продажа (по поручению организации); продажа валюты, полученной от оперативной деятельности предприятия (конкретной части, размер которой регламентирован государственным законодательством); конверсии; регулирование экспортных и импортных сделок. Важной частью работы в данной сфере является проведение операций с наличными денежными средствами. Финансовая организация предоставляет не только основные (прием, выдача, учет), но и дополнительные услуги (перерасчет, инкассация, эквайринг в сети Интернет) [26, с. 177].
В свою очередь, работа с физическими лицами является отдельной сферой деятельности банков. Населению предоставляются следующие услуги: закрытие и открытие счета; начисление процентов на остаток денежных средств (условия описываются в условиях соглашения); выдача наличности в кассе обслуживающего отделения; выдача процентов по вкладам; осуществление денежных переводов; перевод по поручению; осуществление операций по доверенности; создание и выдача справок по проведенным операциям; прием денежных средств для оплаты ЖКХ, налогов, страховок и штрафов [21, с. 113].
Наличие банковского счета позволяет физическому лицу: получать заработную плату, пенсию или стипендию; осуществлять оплату товаров и услуг в сети Интернет; снимать наличность в банкомате при наличии пластиковой карты; совершать выплаты для удовлетворения хозяйственных нужд; вносить денежные средства в местные и государственные фонды.
Современные Интернет-сервисы играют важную роль в функционировании системы предоставления РКО населению.
Таким образом, работа банков в сфере расчетно-кассового обслуживания контролируется следующими нормами: федеральное законодательство; ГК РФ; НК РФ, положения, указания и инструкции ЦБ РФ. С клиентом заключается договор, после чего открывается счет, по которому в дальнейшем будут производиться финансовые операции.
1.2. Основные формы расчетных операций
Расчетные операции банков – отдельный вид операций кредитных учреждений по осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиентов, а также движение денег между банковскими счетами для осуществления банковской деятельности [15, c. 69].
В зависимости от участников, расчетные операции банков подразделяются на две основные группы: 1) клиентские расчетные операции, при осуществлении которых участвуют в качестве основных субъектов как банки, так и их клиенты. Наиболее типичные: распоряжение клиентов относительно оплаты работ, товаров, услуг поставщикам; погашение задолженностей; депонирование наличных денег на счет; перевод денег; 2) внутренние банковские расчетные операции или межбанковские расчеты, в качестве основных субъектов которых выступают банки.
В зависимости от вида используемых платежных инструментов выделяют наличные и безналичные расчетные операции, которые, в свою очередь, делятся на: расчеты платежными поручениями (требованиями-поручениями); расчеты чеками (дебетовые переводы средств с одного счета на другой); расчеты аккредитивами; расчеты пластиковыми карточками; расчеты наличными. Исходя из форм расчетов, можно выделить: аккредитивные расчетные операции; инкассовые расчетные операции; переводные операции.
Платежное поручение - это платежный документ, содержащий поручение плательщика своему банку о перечислении определенной суммы средств со своего счета на счет получателя (ст. 863 ГК РФ) [1]. Поручение выполняется без каких-либо дополнительных оговорок, то есть является безусловным.
Чек в отличие от расчетов платежными поручениями оформляется и передается плательщиком в момент совершения хозяйственной операции, минуя банк, непосредственно получателю платежа, который и предъявляет чек в банк для оплаты.
Платежное требование о списании средств со счета плательщика в пользу получателя безусловно. Данная форма расчета аналогична расчетам платежным поручением, но получатель денежных средств, предоставляя в банк платежное требование, просит о списании со счета покупателя средств и зачислении их на собственный счет.
Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. Инкассовые поручения применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения [16, с. 162].
При расчетах по аккредитиву оператор по переводу ДС, действующий по распоряжению отправителя об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется осуществить перевод ДС получателю средств при условии представления последним документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий, либо предоставляет полномочие другому банку на исполнение аккредитива.
В сфере денежного обращения банковские карты являются одним из средств организации безналичных расчетов. Банковская карта представляет собой документ, выдаваемый кредитной организацией в подтверждение размещения на банковском счете денежных средств в указанной в договоре валюте, на основании которого держатель карты получает возможность неоднократно снимать со счета наличные денежные средства и (или) осуществлять оплату услуг [22, с. 962].
Таким образом, основными формами расчетных операций являются расчеты платежными поручениями (требованиями-поручениями); расчеты чеками; расчеты аккредитивами; расчеты пластиковыми карточками; расчеты наличными. Исходя из форм расчетов, выделяют: аккредитивные расчетные операции; инкассовые расчетные операции; переводные операции. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов. Могут использоваться расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
1.3. Технология расчетно-платежного обслуживания клиентов
Рассмотрим технологию расчетно-платежного обслуживания клиентов. Процедура по открытию счета состоит из нескольких этапов: выбор банка; выбор тарифа (если их несколько); сбор и предоставление документов; заключение договора, оформление карточки с подписями и оттиском печати (при наличии). Перечень документов, необходимых для открытия счета, можно получить в финансовом учреждении. Банки вправе сами устанавливать порядок обслуживания, открытия счета и формы документов. В состав услуг расчетно-кассового обслуживания всегда входит прием наличных средств от предпринимателя. Пополнять расчетный счет в некоторых банка можно только через кассу в офисе, в других – через банкоматы. Чтобы снять со счета наличные, существует два варианта: 1) чековая книжка. Оформляется в банке, по ней владелец счета может в кассе банка получить средства на заработную плату сотрудникам или на другие нужды; 2) банковская карта. Позволяет получать наличные средства через банкомат. При этом все операции также оформляются и учитываются банком [24, с. 99].
В рамках РКО банк также обязуется выполнять поручения клиента по движению безналичных средств, своевременно предоставлять информацию о денежных поступлениях и выбытиях, формировать выписки (сведения об итогах финансовых операций).
Следует отметить, что при осуществлении кассовых операций возникает понятие лимита остатка наличных денег в кассе. По согласованию с Расчетно-Кассовым Центром ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита. Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.
Согласно Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», юридическое лицо не имеет права на хранение наличности свыше установленной действующим законодательством нормы. Поэтому в конце смены либо не позже следующего дня её требуется инкассировать в банк. Лимит остатка наличных в кассе устанавливают в целях ограничения суммы наличных средств, находящейся в кассе предприятия на конец дня. Его расчет – обязанность для всех компаний, коммерческих и бюджетных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4. – М.: Эксмо, 2020. – 656 с.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30.04.2021 №116-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» 2 декабря 1990 г. № 395-I (в ред. от 20.04.2021 № 92-ФЗ).
4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 24.02.2021 №20-ФЗ).
5. Положение Банка России от 29.01.2018 г. № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
6. Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (от 11 октября 2018 г. № 4930-У).
7. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (в ред. от 28 сентября 2020 г. № 5567-У)
8. Указание Банка России от 25 ноября 2009 г. №2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета» (в ред. от 19.02.2020 №5461-У).
9. Указание Банка России от 30.01.2020 № 5396-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории РФ».
10. Артёмова С.А. Ведение кассовых операций [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Артёмова С.А. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 162 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/89996.html.
11. Банк и банковские операции. Учебник / Бровкина Н.Е., Лаврушин О.И., Варламова С.Б., Гаврилин А.В., Гурина Л.А., Дадашева О.Ю., Ершова Т.А., Казанкова Н.С., Ковалева Н.А. - Москва: КноРус, 2020. - 268 с.
12. Банки и банковские операции: учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов [и др.]; под редакцией Б. И. Соколова. – М.: Юрайт, 2021. - 189 с.
13. Бондарева Т.Н. Ведение кассовых операций. Учебное пособие / Т.Н. Бондарева. - М.: Феникс, 2017. - 157 c.
14. Ведение кассовых операций: новый порядок, новые вопросы, новые ответы: консультации экспертов. Консультации экспертов, ответы на вопросы, судебная практика. - М.: Инфотропик Медиа, 2020. - 323 c.
15. Ведение расчетных операций. Учебник / Лаврушин О.И., Маркова О.М., Рудакова О.С. - Москва: КноРус, 2019. - 246 с.
16. Дюдикова Е.И, Куницына Н. Н. Развитие способов безналичных расчетов в условиях цифровизации экономики // Финансовая экономика. - 2018. - № 7. - С. 162–169.
17. Ермакова Л.В. Платежные карты как финансовый инструмент / Л.В. Ермакова // Научное обозрение. Экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 27-31.
18. Жданова И. А. Управление наличной ликвидностью: вызовы, возможности, воплощения. Банковское дело. 2018. №2. С. 66-68.
19. Ильина, С.А. Безналичный расчет и банковские карты / С.А. Ильина // Экономический журнал «Социум». – 2018. - №7. – 298 с.
20. Ирагелова У.А. Порядок ведения кассовых операций // Инновационная наука. 2019. №3. С. 93-96.
21. Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве / Под редакцией Г.Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2020. - 296 c.
22. Кудрякова Н.В., Ильёсов П.М. Формы безналичных расчетов, их оценка в технологиях коммерческих банков в Хабаровском крае // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 961-966.
23. Лашкеевич А.Н. Конкурентоспособность банков в системе розничных услуг в условиях цифровизации // Электронный журнал. Экономика. Социология. Право. - 2019. - № 2 (14). - С. 51-56.
24. Лукьянова М.С. Современные средства безналичных расчетов и их эволюция / М.С. Лукьянова // Материалы XXI научно – практической конференции «Студенты и наука 21 века». -2017. – 237 с.
25. Никонец О.Е., Попова О.А. Дистанционное банковское обслуживание как элемент экосистемы современного банка // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. - №1. – С. 280-293.
26. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 304 c.
27. Официальный сайт АО «Россельхозбанк». -
https://www.rshb.ru/
28. Сазыкин Б. В. Управление операционным риском в коммерческом банке / Б. В. Сазыкин. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 224 с.
29. Сотникова Л.В. Аудиторская проверка кассовых операций / Л.В. Сотникова. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 206 c.
30. Супонин Д.М. Банковские пластиковые карты как современный инструмент безналичных расчетов / Д.М. Супонин // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». - 2018. – 402 с.
31. Цхададзе Н.В. Эффективность использования дистанционных технологий в предоставлении банковских услуг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Том 8. - № 3А. - С. 358-367.
32. Цыганкова О.Н., Лазич Ю.В. Безналичные платежи: проблемы и перспективы развития в России // Вестник института экономики и управления НОВГУ № 3(28), 2018 - С. 92-94.