Фрагмент для ознакомления
2
введение
Актуальность.
Известно, что выпускники детских домов испытывают значительные трудности в роли родителей, вплоть до неумения воспитывать детей (В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, 2000; В.И. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990; Н. В. Недожогина, 2006 г., Г. В. Семья, 1999 г., АМ Щербакова, 2008; Л. М. Шипицина, 1997; Г.С. Красницкая, 1997).
Способность выполнять семейные роли, в том числе родительские, считается одним из критериев позитивной социализации. Такие результаты социального развития достигаются за счет опоры на внутренние ролевые модели, сформированные в детстве. С другой стороны, представления сирот о образцах для подражания, особенно о характеристиках ролей взрослых родителей, недостаточно изучены. Поэтому изучение восприятия ролевых образцов детьми и подростками, растущими в детских домах и семьях, не только разрабатывает теоретические основы процесса идентификации детей, но и направлено на изучение воспроизводства социальных сирот или детей, оставшихся без препятствий родительской опеки. в Это связано с разработкой и внедрением в практику уголовно-исполнительных психолого-педагогических программ в учреждениях для исправительных учреждений.
Цель исследования: Изучение образцов для подражания детей и молодых людей, растущих в детском доме и в семье.
Объект исследования : психосоциальное развитие детей и подростков, растущих в детском доме и в семье.
Предмет исследования : Представления об образцах для подражания у детей и молодежи, воспитывающихся в детском доме и в семье.
Гипотеза исследования: Можно выявить особенности ролевых моделей у детей и подростков, проживающих в детском доме и в семье. Их ролевые модели различаются по возрасту и полу, вымышленному или реалистическому существованию, историческому периоду их появления, эмоциональному знаку и направленности поведения, доступности в офлайн- или онлайн-общении и значимости внешних или внутренних характеристик.
Направление исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить образцы для подражания для детей и молодежи, живущих в детском доме.
3. Определить образцы для подражания для детей и молодых людей, живущих в семье.
4. Проанализировать и описать различия и сходства ролевых моделей детей и молодых людей, живущих в детском доме и в семье. Результаты исследования.
Практическая значимость исследования.
Полученные данные об особенностях ролевых моделей у детей и подростков в детском доме и в семье позволяют уточнить цели коррекционно-воспитательных программ поддержки и социальной адаптации детей-сирот, растущих в детском доме, а также их подготовка к самостоятельной жизни. Результаты исследования могут быть использованы для диагностической работы. Методологической основой нашего исследования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, его представление о развитии личности в процессе социального взаимодействия, о роли ситуации социального развития в формировании личности ребенка.
Исследовательская база:
Объем и структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения по каждой главе, заключения и библиографии. Основной текст диссертации представлен на 60 страницах.
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, растущих в детском доме
1.1 Социальное сиротство и его причины. Пути решения проблемы сиротства в России.
Социальное сиротство – сложная и актуальная проблема современного общества. Ситуации, в которых дети оказываются без адекватного руководства и поддержки со стороны родителей, разнообразны. Это может быть вызвано такими социальными обстоятельствами, как смерть одного или обоих родителей, лишение родительских прав, отказ от малолетних детей, насилие, наркотическая и алкогольная зависимость родителей и др. [15]
Это оказывает серьезное негативное воздействие на жизнь детей. Они сталкиваются с целым рядом трудностей и лишений, включая отсутствие надлежащего ухода, образования, питания, здравоохранения и других основных потребностей. В обществе такие дети более уязвимы и подвержены социальному и эмоциональному стрессу. Вы испытываете чувство неполноценности не по своей вине. Обстоятельства, в которых дети оказываются без надлежащего руководства и поддержки со стороны родителей, различаются. Это может быть вызвано смертью одного или обоих родителей, утратой родительских прав, отказом от малолетних детей, насилием, злоупотреблением наркотиками и алкоголем среди родителей и другими социальными ситуациями.
Абсолютная безответственность родителей и общества в целом усугубляет проблему социального сиротства. Ответственность лежит на государстве, которое должно обеспечить детям необходимую защиту и заботу [27].
Важно признать, что социальные сироты имеют серьезные последствия для общества в целом. Дети, оставшиеся без родителей, с большей вероятностью станут преступниками или жертвами насилия, имеют более низкий социальный статус и ограниченные возможности добиться успеха в будущем. Решение этой проблемы должно быть приоритетом для правительств и общества, чтобы обеспечить равные возможности и поддержку детей.
Есть несколько направлений, которые могут помочь решить проблему социального сиротства. Во-первых, необходимо разработать эффективные системы предотвращения отказа от детей, например, путем предоставления необходимой поддержки и помощи родителям. Также важно совершенствовать семейную систему, чтобы брошенные дети получали заботу и ласку, необходимые для нормального воспитания и развития.
Эффективное решение проблемы социального сиротства невозможно без активного участия государства, государственного сектора, благотворительных фондов и общества в целом. Необходимо уделять больше внимания проблеме социального сиротства, реализовывать комплексные программы и проекты по ее решению, повышать осведомленность населения о ней [40].
Социальные сироты представляют собой проблему для нашего общества, которая требует срочных и эффективных действий. Необходимо приложить все усилия для решения этой проблемы, чтобы наши дети росли в безопасном, заботливом и справедливом обществе.
Проблема сиротства в России – серьезная социальная проблема, затрагивающая не только самих детей, но и общество в целом. Статистика показывает, что количество детей-сирот в стране постоянно растет, и с каждым годом все больше детей остаются без родительской опеки и поддержки.
Одной из основных причин появления детей-сирот в России является тяжелая экономическая ситуация в стране. Зачастую родители вынуждены искать работу в других регионах или даже за границей, оставляя своих детей без должного ухода. Нехватка финансовых ресурсов часто приводит к отсутствию надлежащего здравоохранения и образования, что оказывает долгосрочное негативное влияние на будущее детей.
1.2 Личностное развитие детей, проживающих в детском доме
.
Важно отметить, что развитие личности ребенка-сироты – длительный процесс, требующий терпения, внимания и целеустремленности от всех участников. Цель – чтобы сирота стал независимым и успешным в жизни. Ваше личное развитие должно основываться на принципах и ценностях, направленных на ваше эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие.
Поэтому личностное развитие детей-сирот – сложный процесс, требующий системного подхода и индивидуального подхода к каждому ребенку. Но благодаря эффективным методикам, любви и заботе они смогут преодолеть трудности и стать сильными и успешными людьми.
Дети-сироты должны жить в позитивной среде. Когда детские дома не удовлетворяют основные потребности ребенка, это может негативно повлиять на его психическое и физическое здоровье и привести к психологическим проблемам [8].
Следовательно, в том же контексте позитивное отвлечение можно охарактеризовать следующим образом: «В центре внимания этого нового исследования находится общая тема обеспечения позитивного отвлечения в d-медицинском мире, которые являются более восстановительными по своему потенциалу», что можно описать следующее. [39]
Было обнаружено, что дети, подвергшиеся семейной депривации, обладают рядом негативных характеристик. По данным исследований, у таких детей и подростков наблюдается замедленное психическое развитие (Мухамедрахимов, 2006), низкий IQ (Бардышевская, Лебединский, 2003), эмоциональная дисрегуляция (Колтинова, 2013), неустойчивость и неуверенность в себе и отсутствие самооценки (Швец, 2013) и многие другие отрицательные характеристики . с самооценкой (Швец, 2011; Карнаух, 2006), страхом и враждебностью к взрослым, низким социометрическим статусом среди сверстников (Карнаух, 2006) и слабыми навыками саморегуляции (Михайлова, 2004; Чупрова, 2007; Швец, 2011), социально приемлемое поведение (Мухамедрахимов и др., 2008), искаженная идентичность (Савкова, 2013), имидж семьи (Шубина, 2013; Шульга, Татаренко, 2013).
Недостаток родительской поддержки, привязанности и эмоций, плохое психическое здоровье, депрессия, низкая самоэффективность, социальная адаптация и низкая самооценка играют важную роль в развитии рискованного поведения у подростков [8]. Проживание в плохих жилищных условиях и плохой уход также травмируют сирот. Сироты относительно невезучи и более склонны к депрессии, чем несироты, потому что им не хватает родительской любви и поддержки, а также эффективных примеров для подражания.
В 2017 году Н. Ушанандини и Др. Габриэль М. провел исследование психического здоровья молодых сирот.
Исследовательская группа изучила психическое здоровье подростков-сирот, живущих в четырех детских домах в районе Танджавур, штат Тамил Наду.
В исследовании приняли участие 217 человек, и исследователи отобрали для этого исследования все население, используя метод переписи. Многомерный опросник по психическому здоровью, состоящий из 54 пунктов, разработанный Джагдишем и Шриваставой (1983). Для регистрации состояния
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авдеева Н.Н. , Мещерякова С.Ю. Вы и малыш: У истоков общения. М. 1991.
2. Авдеева Н. Н. Развитие самооценки и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и в детском доме М. 2003.
3. Адлер А. Наука о жизни. Киев. 1997.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: учебник. Санкт-Петербург – 2004.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 135-141.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и дизайн мира. Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М. - 1996.
7. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н. и др. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебник // Исполн. Дирекция Президентской программы «Дети России», г. Ярославль – 1997 г.
8. Белопольская – Н.Л. Определение пола и возраста. Методика исследования уверенности детей в себе: Руководство. Эд. 3-й, изм. М. - 2002.
9. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Уверенность в себе проблемных подростков. М. - 2007.
10. Бурлингейм Д. Преэдипальные отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
11. Берн Р. Развитие самооценки и образование / Пер. с англ. М. - 1986.
12. Берн С. Гендерная психология. - Санкт-Петербург , 2001.
13. Би Х. Развитие ребенка. 9-е издание СПб. - 2004.
14. Бодалёв* А.А. Субъективная собственная значимость другого человека и ее определяющие факторы // «Вестник МГУ». Сер. 14: Психология. 1985. № 2.
15. Бодалев А.А., Столин В.В. (ред.) Семья в психологическом консультировании: опыт и проблемы психологического консультирования. М., - 1989.
16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детстве. М. - 1968.
17. Божович Л.И. Проблема формирования личности Воронеж. - 1997.
18. Боулби Дж. Приложение / Пер . с англ. М. - 2003.
19. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер . с англ. М. - 2006.
20. Брутман В.И. Психические расстройства и расстройства личности у женщин, отказывающихся от детей // Детский дом. - 2005.- №3.- С.38-39.
21. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов СП. Некоторые результаты опроса женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии, 1994. № 5. С. 31-36.
22. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и психическое здоровье детей и семей: защита, поддержка, возвращение к жизни. М., 1998.
23.Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные особенности женщин, отказывающихся от своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос . п психол. о-ва. Том 2, издание. 4. М., 1996, с. 151-152
24. Виткин Д. Человек и стресс. Санкт-Петербург , 1996.
25. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М. - 1984.
26. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь и справочный материал. Киев – 2001.
27. Беспризорные дети. Информационно-консультационный бюллетень. Выпуск 3 стр. 17 М. – 2000 г.
28. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные побеждать. М. - 1993.
29. Джеймс В. Психология. М. 1991.
30. Дискриминация людей с ограниченными возможностями в сфере образования в России: пути преодоления: материалы общественных слушаний в Государственной Думе РФ 29 сентября 2006 г. Мл – 2006.
31. Добсон Д. Любовь к жизни. М. - 1991.
32. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (в редакции). //Парламентская газета. 2 июня 2006 г.
33. Дрейкус Р :, В. Зольц. Счастье вашего ребенка. - М. 1986.
34. Дубровина И.В. Психологическое развитие детских домов. М. - 1990.
35. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. Среднее Учебник для пед. учреждений / Под ред. И. В. Дубровина. М. - 1999.
36. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. , Веракса А.Н. Как развивается ребенок дошкольного возраста? Что необходимо учитывать психологам , педагогам и родителям. М. - 2007.
37. Евдокимова Ю :Б . Идеальное представление родителей в психике сироты. Самара, 2003.
38. Евсеева А. Н. «Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка »: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород – 2000.
39. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М. - 1986.
40. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. , Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. Вопросы психологии. М. - 2002.
41. Заславская О. В. «Процесс обучения и его функции в развитии школьной образовательной системы»: Диссертация доктора педагогических наук. М. - 1997.
42. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург – 1996 г.
43. Информация о работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по созданию условий для социализации обучающихся и подготовке их к самостоятельной жизни в обществе в 2004-2005 учебном году.
44. КайлРоберт. Тайны детской психики. Санкт-Петербург – 2002.
45. Комплексный уход за семьей, имеющей усыновленного ребенка / сост. А. М. Щербакова. М., 2002.
46. Кон И.С. открытие Я. М. - 1978.
47. Кон И.С. Ребенок и общество. М. - 2003.
48. Красвицкая Г.С., Прихожан А.М., Толстых Н.И. , Кабышев О.А. Протоиерей Аркадий Шатов. Вы решили усыновить ребенка. М. - 2001.
49. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить детей. - М. 1992.
50. Крыгина Н. Н. «Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в детском доме»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. - 1993.
51. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека. М. - 2006.
52. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить детей. М. - 1992.
53. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детстве. Прага – 1984 год.
54. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. - 1975.
55. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды. М!, 1983.
56. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова М., 1978.
57. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж , 1997.
58. Мельникова Г. В. Прогнозирование инноваций. Учебное пособие МАИ. М.-2008.
59. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.: П. (ред.) – Большой психологический словарь М. 2003.
60. Миллер О. Психология развития: методы исследования. СПб -2002, стр. 464.
61.Москоленко Н. В. «Подготовка старшеклассников специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни»: Дисс. Пед.науки. М. - 2001.
62. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. СПб – 2003, стр. 288.
63. Мухина В1С. Возрастная психология. М., - 1997.
64. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980 Том 1. № 5.
65. Мухина В. С. лишенная родительской опеки (Хрестоматия) М. - 1991.
66. Мухина BC Особенности развития личности детей, растущих в школах-интернатах. //Воспитание и развитие детей в детском доме. М. - 1996.
67. Недожогина Н. В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в приюте. Авторское резюме. Дисс... кандидат. психол. Наука. - Ижевск, 2006 г.
68. Непомнящая Н. И. Формирование личности ребенка 6-7 лет., М. - 1992, стр. 160.
69. Смирнова Е. О. Значение коммуникативной концепции М. И. Лисиной для отечественной психологии (к 70-летию М. И. Лисиной) // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 87.
70. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995 № 3 стр. 146-147.
80. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М .: Дрофа – 2006. С.270 .