Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме психологической поддержки детей «группы риска», коррекции их поведения, а с другой – ее неполной разработанностью. Изучение вопросов, связанных с данной тематикой, имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
В настоящее время категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, из-за чего и имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
Особенностью данной категории детей является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет, вследствие чего категории детей «группы риска» требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития детей.
Проблема работы с детьми относящиеся к группе риска является актуальной, поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей является социально-психологическая поддержка и социально-психологическое сопровождение. Под социально-психологическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мульти-дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении.
Целью работы состоит в изучении детей группы риска.
По определению Л. А. Рыбаковой дети «группы риска» – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних .
М. В. Шакурова определяет риск, как «ситуативную характеристику деятельности, означающую неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успеха». Так же исследователь использует еще один термин: «социально педагогический риск», который трактует как «учет и регулирование нежелательных, социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий» .
С. А. Беличева считает, что «в группу риска входят дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа и т. д.) дезадаптация детей и подростков проявляется в виде трудновоспитуемости» .
Детский возраст в многочисленных источниках квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития, в котором встречается наибольшее число детей со школьной дезадаптацией. В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей .
В «группу риска», по мнению педагогов Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, также следует отнести детей и подростков, которые «… более других склонны совершать аморальные или уголовно-наказуемые поступки». Поскольку, считает Л.Я. Олиференко, - эта, именно, та категория детей, которая, в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов .
Психологи А.Н. Веракса и М.Ф. Гуторова в «группу риска» включают детей, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, но при этом обладающих чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни. Такими чертами, по мнению Г.Ф Кумариной, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнковой и др., могут являться трудности в обучении из-за соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Общая оценка интеллектуального развития названного контингента детей может и не выходить за пределы средне нормативных показателей, однако при более детальном изучении обнаруживаются особенности двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным учебным материалом. Эти дети, считают ученые, как правило, психически и соматически ослабленные, с риском школьной и социальной дезадаптации .
Приведенные выше определения не противоречат друг другу, а всего лишь гармонично дополняют и раскрывают различные стороны данного понятия, акцентируя внимание на том, что «группу риска» составляют дети, которые по состоянию здоровья и/или социальному развитию находятся как бы на грани нормы, то есть в пограничной зоне между «нормой» и «патологией».
Впрочем, и само слово «риск» подтверждает сказанное, поскольку в общем смысле означает возможность чего-либо, что может произойти, а может и не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска» всегда подразумевают некий процент вероятности как положительного, так и отрицательного исхода в развитии и социальном становлении личности. Именно поэтому своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь имеет огромное значение для данной категории детей и подростков.
Помимо термина дети «группы риска» в современной научной литературе активно используется и другой, по сути, синонимичный термин – «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к данной категории относятся:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802
2. Маслова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 им. А.С. Пушкина // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (109). – С. 632–634.
3. Маркина, О.B. Дети группы риска как одна из актуальнейших проблем современного общества / Инновации в науке и образовании // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией A.И. Bострецова. – 2020. – C. 172-175.
4. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Изд-во «Бриг», 2019. 200 с.
5. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М.: ИЦ «Академия», 2017. 272 с.
6. Юлдашева А. Н. Эффективные формы работы с родителями низкомотивированных и слабоуспевающих школьников // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXIV Международной научно-практической конференции, 20.04.2023 г. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. С. 438.