Фрагмент для ознакомления
2
Коррупция как социальное зло
Проблема коррупции на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в деятельности государственных органов большинства стран мира. Это «корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам», – писал Т. Гоббс [2, с. 234]. Несмотря на то, что коррупция является непременным атрибутом любого государства и общества, ее масштабы и угрозы интересам национальной безопасности существенно отличаются в различных странах. В России на рубеже XX-XXI вв. это пагубное явление приняло системный характер. Значительный размах коррупционных процессов объясняется, прежде всего, сменой общественно-экономической формации, повсеместным насаждением новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ эгоистического преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия. В результате распада СССР произошло хищническое разграбление национального богатства страны, а коррупционные схемы оказались буквально встроенными в реальную систему управления государством.
Наибольшую опасность сегодня для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и особенно там, где разрабатываются, обсуждаются и утверждаются управленческие решения. Ее быстрое продвижение и определенный характер поведения говорят о том, что государственная политика у нас в стране нередко продиктована отдельными лицами, находящимися во власти или имеющими влияние на продвижение и принятие решений. Многие факты свидетельствуют о том, что коррупция уже давно и глубоко пустила корни в многочисленные структуры власти. Уровень коррупции за последние годы становится все выше. Красноречиво об этом свидетельствует постоянная борьба за доступ к бюджету, его распределению, включая финансирование национальных проектов. Незаконное обогащение составляет подавляющую часть доходов чиновников, которые находятся на самых разных должностях служебной лестницы и при этом порой связаны между собой коррупционной составляющей. С каждым годом коррупционные связи становятся настолько тесными, что порядочный и совестливый чиновник, как минимум, не имеет перспектив в служебной карьере, а, как максимум, выстраивается такое отношение, которое заставляет его уволиться. А самое страшное то, что такой коррупционный подход стал основной составляющей, а где-то нормой любого вида деятельности, который связан с распределением крупных объемов финансовых средств и управлением ими.
Некоторые представители органов власти погрязли во взяточничестве – самом первоначальном проявлении коррупции. Оказание помощи в получении преференций и привилегий, упрощенном прохождении нормативных процедур; выигрыш тендеров; получение необходимых документов на разработку новых природных месторождений; затягивание по времени принятия мер по фактам нарушения законодательства; получение необходимой информации для использования в корыстных интересах коррумпированного круга лиц зачастую связаны с взяткой [1, с. 75].
Различные фирмы, объединения, организации, которые считаются подручными для выполнения самого разнопланового вида работ, не только выражают в виде «отката» свою симпатию и благодарность чиновнику, но и специально выбирают не самый эффективный способ решения, так как от этого во многом зависит получение новых объемов работ. Система «откатов» очень прочно заняла свое место в сфере управления экономикой, а это заставляет подавляющее число компаний, фирм закладывать в свой бюджет ресурсы, которые будут тратиться на проведение мероприятий, связанных с получением финансовых средств из бюджета [1, с. 19]. «Откаты» получают не только чиновники разных рангов, но и представители депутатского корпуса, которые помогают учесть пожелания заказчиков при формировании бюджета. Наряду со взяточничеством имеются и другие формы коррупционного характера в деятельности государственных чиновников.
Некоторые из них стремятся лично заниматься коммерческой деятельностью либо через посредников или членов своих семей участвовать в управлении различными структурами, приносящими прибыль. Повсеместно вошло в практику получение процентов от использования государственного имущества, если оно сдается по заниженным ценам или продается за минимальную стоимость, а еще хуже, если разворовывается и присваивается. По самым скромным подсчетам экономических экспертов, каждый год российская экономика несет потери от коррупции в десятки миллиардов долларов. Коррупционная составляющая в государственных органах власти проходит через все элементы управления, крепко соединяя преступный бизнес и продажный чиновнический аппарат на почве взаимных интересов.
Представители власти стремятся самыми различными путями монополизировать любой бизнес на подопечной им территории, оказывают всяческую помощь бизнесменам, которые идут на сговор с властью. А с несогласными бизнесменами власть разбирается с привлечением своих ресурсов. Подавляющее число участников коррупционных схем сами являются заказчиками преступлений, а в дальнейшем прибегают к более изощренным и опасным действиям – заказным убийствам и терроризму [1, с. 26]. Недобросовестные чиновники участвуют в переделе собственности, который осуществляется через заказное банкротство, рейдерский захват [1, с. 47]. К рейдерскому захвату зачастую причастны представители всех ветвей государственной власти: законодательной, которая инициирует депутатские запросы в интересах конкурентов; исполнительной, использующей административный ресурс; судебной, обеспечивающей принятие необходимых судебных решений. Причастные к таким мероприятиям чиновники практически никогда не фигурируют в уголовных делах, но если и появляются, то не всегда получают заслуженное наказание за совершенные ими преступления. По мнению специалистов, выявляется и регистрируется менее 1% фактически совершаемых коррупционных преступлений. Как правило, к ответственности за преступления привлекаются представители низовых звеньев органов государственной власти. Разумеется, это лишь малая, видимая часть коррупционного процесса, который пока остается непобедимым [6, с. 62].
Невиданных размеров достигли назначения на должность за деньги в области кадровой политики. Многие представители власти, получившие ускоренными темпами свои должности, оказались неспособными возводить на вершины управленческих пирамид наиболее достойных, профессиональных, нравственных сотрудников. Руководство страны уже заговорило о «кадровом голоде». Становится ясно, что кадровая политика, построенная на архаичных принципах, себя исчерпала и обозначилась угрожающая тенденция снижения уровня профессионализма государственных управленческих структур. Сегодня трудно увидеть механизм формирования кадрового потенциала власти, а также поддержания подготовки и переподготовки кадров для государственной службы на уровне, соответствующем спросу. Не лучше работает система ротации управленческих кадров высшего звена.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агеев В.Н. Правовые средства и механизмы противодействия коррупции // NB: Административное право и практика администрирования. 2012. № 1. С. 112–134.
2. Гаврилов В.П. Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Н. Новгород, 2011.
3. Гоббс Т.П. Левиафан. М., 1936.
4. Гриб В.Г. Противодействие коррупции: учеб. пособие. М., 2011.
5. Кирпичников А.И. Российская коррупция. М., 2004.
6. Куракин А.В., Костенников М.В. Административно–правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // NB: Российское полицейское право. 2013. № 1. С. 65–83.
7. О противодействии коррупции: фед. закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52.
8. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 (ред. от 14.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
9. Федосеев Р.В., Айметова Ю.И. К вопросу о мерах административно– правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // XII Державинские чтения в Республике Мордовия: материалы Всероссийской научно–практической конференции. Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. С. 199–201.
10. Федосеев Р.В., Качалов П.Н., Баршова О.А., Кудашкин Я.В. Практикум по организации управления в области юстиции. Саранск, 2016.
11. Шишкарев С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: международный и российский опыт. М.: Изд-во «Закон и право», 2012.