Фрагмент для ознакомления
2
1. Критический обзор подходов к сущности инновации и аргументированный выбор одного из подходов
В современных условиях достаточно трудно отследить изменения, происходящие на рынках товаров и услуг, их зависимость друг от друга, а также спрогнозировать результаты этих изменений ввиду многофакторности данных процессов. Как активным, так и пассивным участникам этих процессов приходится подстраиваться под внешнюю среду, постоянно меняя себя и свое отношение к ней.
Само понятие «инновация» появилось в XIX веке в научных исследованиях по культурологии и означало перенесение элементов одной системы в другую. Только в начале следующего века термин «инновация» начал использоваться в экономических науках в трудах Й. Шумпетера и В. Зомбарта, которые разрабатывали концепции инновационного предпринимательства. «Innovation» в переводе с латинского означает «движение в направлении», с английского – «инновация», «нововведение», «новшество». При этом, в научной среде есть несколько подходов, которые различают или же отождествляют данные понятия. Различение этих понятий позволяет выделить отдельные категории со своей концептуальной составляющей.
Под новшеством большинством авторов данного подхода понимается оформленный результат фундаментального или прикладного исследования, разработки или экспериментальной работы в определенной сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшеством является открытие, изобретение, ноу-хау и пр.
Нововведение – это использование новшества в хозяйственной жизни.
Момент появления новшества на рынке порождает инновацию.
Инновация рассматривается авторами с различных точек зрения. Объединив все подходы к понятию «инновация» в 2 крупные группы, можно говорить о некой системности.
Первая группа авторов рассматривает инновацию как процесс введения новых изделий, элементов, подходов и принципов вместо действующих устаревших.
Как процесс реализации идеи и ее превращения в готовый результат инновации рассматривают зарубежные исследователи, как определенные стадии процесса - освоение, внедрение, коммерциализация, использование. В русле этого подхода дано и определение инновации как изменения и как совокупности мероприятий. Этот подход - воспроизводственный, и с точки зрения автора он является более верным, чем объектный.
Процессный подход включает собственно-процессный, процессно-утилитарный и процессно-финансовый.
Представителями собственно-процессного подхода инновация рассматривается как комплексный процесс, который включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских стоимостей - товаров, техники, технологий, организационных форм и др.
Нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах. Ф. Никсон трактует инновацию как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Процессно-утилитарный подход заключается в понимании инновации как процесса создания, распространение и использование новых потребительских стоимостей, причем акцент делается на утилитарной стороне нововведения. Инновация представляет собой такой общественно экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.
Процессно-финансовый подход представляет прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технологических и социально - экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
Многомерный принцип не ограничивает возможную трактовку инновации двумя полюсами: объекта либо процесса. Согласно этому принципу, инновация может пониматься как результат, как система, как изменение и процесс.
При раскрытии содержания инновации как результата используются понятия «новые технологии», «наукоемкая продукция», «высокотехнологичная продукция».
Под наукоемкой продукцией понимается продукция отраслей, где соотношение среднегодового объема затрат на исследования и разработки к среднегодовому объему продаж является повышенным, свыше 5-10%. Высокотехнологичная продукция - та, для производства которой используются сложные технологические процессы (то есть такие, которые основываются на результатах не только прикладных, но и фундаментальных исследований). Наукоемкая продукция одновременно является высокотехнологичной.
Высокотехнологичная продукция наукоемкой бывает не обязательно, если в отрасли в массовом порядке производится и реализуется технически сложная продукция, соотношение в ней годового объема НИОКР к общему объему продаж будет ниже нормативного.
Под «новыми технологиями» понимаются новые научно-технические результаты в сфере НИОКР и в высокотехнологичных отраслях. По сути это научно-техническая продукция данных отраслей, которая посредством лицензионных соглашений может передаваться как новые технологии.
Таким образом, наукоемкая и высокотехнологичная продукция, новые технологии являются разновидностями инновации, рассматриваемой как результат.
Понимание инновации как системы предполагает ее трактовку как целевого изменения в функционировании предприятия как системы, количественного и качественного. Такое изменение может происходить в любой сфере деятельности предприятия и всегда носит комплексный характер.
Инновации как изменения, связанные в первую очередь, с факторами производства, обусловливают количественное и качественное совершенствование производственных, социально-экономических систем, переводя их на новый, более высокий уровень развития.
Наконец, понимание инновации как процесса (уже показанное в рамках двухмерного подхода) отражает инновацию как процесс преобразований, включая стадии НИОКР, проектирования, распространения новшества и другие.
Обобщая перечисленные выше подходы и трактовки, следует заключить, что, несмотря на многообразие определений, главное содержание инновации в том, что инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства и взаимосвязи в отношениях производства и реализации нововведений. Основными функциями инновации являются воспроизводственная, инвестиционная и стимулирующая.
Главная, воспроизводственная функция проявляется еще в теории больших циклов, а позднее - в «процессных» и «системных» определениях инновации. Эта функция заключается, прежде всего, в роли инновации как источника развития. Инвестиционная функция состоит в том, что инновации, с одной стороны, предполагают разработку и реализацию инвестиционных проектов и программ, а с другой стороны - прибыли от инноваций служат источником новых инвестиций. «Утилитарные» разновидности определения инновации указывают еще на одну важную функцию этой категории. Предпринимательская прибыль, укрепление конкурентных преимуществ, завоевание новых рынков - все то, что приносят успешные нововведения, позволяют реализовать стимулирующую функцию инновации.
Вторая группа авторов подходит к понятию «инновация» с точки зрения конечного статичного результата творческого процесса в виде новой продукции, технологии или метода.
Объектный (второй) подход позволяет сделать ряд выводов:
- специфика содержания инновации заключается в качественных изменениях, приводящих к улучшению или усовершенствованию;
- инновация всегда успешна. Так, повышение эффективности всегда выражается дополнительной выгодой – инновационной рентой (наличием дохода от внедрения новшеств, недоступных для конкурентов);
- инновация всегда обладает свойством научно-технической новизны, производственной применимости и коммерческой реализуемости.
Сущность объектного подхода заключается в том, что инновации рассматриваются как результат творческой деятельности. В результате ее создается новый объект. Это связано с разработкой, производством и распространением новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрением новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Сторонники данного подхода понимают под инновацией готовый «продукт, воспринимаемый индивидом как новый», «любой результат усовершенствования, обеспечивающий экономию затрат или создающий условия для такой экономии». В целом отмечается, что инновация это «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и пр.) или в виде некоторого объекта, качественно отличающегося от предыдущего аналога».
Тем не менее, существует и третий подход к пониманию инноваций, который соединяет в себе два предыдущих. Без процесса не бывает результата, соответственно невозможно подходить к понятию «инновация» с одной из сторон, а рассматривать нужно комплексно – и как процесс, и как результат. Объектно-процессный подход позволяет рассматривать инновацию, как объект, который обладает новизной, производственной реализуемостью и социально-экономической эффективностью, а также как комплексный процесс, который включает в себя экономические отношения, связанные с процессом разработки, производства, распространения, внедрения и коммерциализации изобретенных ценностей. Так, объектно-процессный подход позволяет рассматривать инновацию как системное экономическое понятие.
Сегодня на уровне нашего государства уделяется достаточно много внимания инновационному развитию, как приоритетному. 8 декабря 2011 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой инновация понимается с точки зрения объектного подхода, однако с привлечением частично и процессного.
2. Значение инновационной деятельности предприятия
В научной среде нет единства в понимании инновационной деятельности. Например, отдельные авторы под ней понимают целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимосвязанных в едином процессе по созданию и производству инноваций. Другие исследователи под инновационной деятельностью понимают процесс использования нововведений в целях получения прибыли, в коммерческих целях, то есть это не что иное, как разновидность предпринимательской деятельности. Например, М. В. Волынкина под инновационной деятельностью понимает коммерческую деятельность, связанную с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка. При этом в большинстве случаев в качестве основы инновационной деятельности рассматриваются отношения, возникающие в процессе получения новых знаний, под которые в большей или меньшей степени подведен научный фундамент, то есть знания «высокого уровня».
Исходя из сущности инноваций и их видов, инновационная деятельность на предприятии, на наш взгляд, включает следующий комплекс мероприятий:
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствование продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
- проведение маркетинговых исследований и организация рынка сбыта инновационной продукции;
- осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
- осуществление испытаний, сертификации и стандартизации процессов, продуктов и изделий;
- первоначальный период производства новой или совершенствование продукции, применение новой или усовершенствованной технологии до достижения срока окупаемости инновационного проекта;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Конкуренция и конкурентная борьба предприятий являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Конкуренция (от лат. сoncurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Про наиболее успешных поставщиков и покупателей говорят, что они обладают конкурентными преимуществами. Конкурентоспособность включает умения добычи и использования таких конкурентных преимуществ. Именно инновационная деятельность обеспечивает конкурентоспособность отдельных организаций.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.