Фрагмент для ознакомления
2
Общие положения о международном праве, Конституции РФ, защите государственной тайны
1.Международное право как особая система права: понятие, принципы, субъекты, источники
Международное право (МП) – это система, которая существует одновременно с системами права различных государств.
Своим возникновением современное МП обязано ООН, которая была образована в 1945 году и под чьим влиянием оно развивается. Понятие международного права современности может быть сопоставлено с классическим по ряду признаков. В первую очередь отличия касаются субъектов. Классическое МП признавало в качестве субъекта исключительно цивилизованные государства, в то время как современное признает все государства и межгосударственные организации. Во-вторых, современное право запрещает государствам вести войну. Они могут пользоваться исключительно мирными способами разрешения конфликтных ситуаций. В-третьих, изменение источников, к которым в классическом международном праве относились обычаи, а в современном – международные договоры.
Давая определение субъектов МП, стоит отметить, что это участники международных отношений, наделенные комплексом прав и обязанностей, которые образуются в результате международного правопорядка.
Субъекты МП подразделяются на первичные и вторичные. К первой группе относятся государства и государство подобные образования. Это самостоятельные формирования, для которых характерно самоуправление. Они уже, в силу своего существования, обладают комплексом определенных прав и обязанностей. Благодаря взаимоотношениям, возникающим между первичными субъектами, создается возможность существования международного права и его правопорядка.
Ко второй категории субъектов относятся международные организации и нации, борющиеся за самоопределение.
Понятие международного права по-разному соотносится с национальным законодательством государств. Выделяют три теории соотношений норм МП и внутригосударственного законодательства. Первая из них – моническая о примате МП над внутригосудартвенным правом. Вторая – моническая о примате национального законодательства над международным. Последняя – дуалистическая, признает существование независимых систем, которые развиваются параллельно.
Международное право – это сфера законодательства, в которой одним из участников правоотношений выступает иностранный субъект. Такая область регулирования была создана для возможности законного достижения компромиссов с целью поддержки правопорядка между государствами. Мирное сосуществование стран возможно контролировать только путем реализации международных правовых норм.
Предмет данной области права - отношения в различных сферах жизни общества, которые не являются компетенцией конкретного государства, а также выходят за пределы границ его территории. Целью международной системы регулирования является обеспечение добровольного и взаимовыгодного достижения соглашений между странами мира.
Отличительная особенность этой отрасли права в том, что она практически исключает вероятность принуждения для субъектов правоотношений. Принуждение – исключительная мера, которая может реализовываться, только если есть необходимость обеспечения международной безопасности.
Сущность этой сферы права в следующем:
Международное право призвано, в первую очередь, регулировать взаимоотношения между государствами;
Нормы правоотношений базируются на основе достижения компромиссов странами;
Международная правовая система обладает функциями обеспечения координации, коммуникации, охраны и регулирования отношений;
Кроме взаимоотношений стран, нормами международного права контролируются отношения также с частными и юридическими лицами;
Роль международного права – стабилизация взаимоотношений между иностранными субъектами.
Международное право - обособленная от других сфер система, которая не входит в перечень отраслей внутригосударственного законодательства.
Все принципы обеспечения международных правоотношений возникли путем договоренностей. Они призваны обеспечивать стабилизацию отношений между странами и фиксировать изменения в практике. Принципы международной правовой системы следующие:
Принцип суверенитета каждой страны означает, что все государства равны юридически. Государства должны уважать правовые полномочия, независимость и неприкосновенность друг друга.
Принцип отсутствия методов применения силы означает запрет на любые военные действия, а также любые преступления против всеобщего мира.
Принцип неприкосновенности границ означает признание территории другой страны и отказ от посягательств на нее.
Принцип целостности территорий означает запрет силового воздействия на политическую или иную независимость другого государства.
Принцип разрешения разногласий мирными способами означает, что в любой конфликтной ситуации необходимо искать компромиссные решения. Это достигается с помощью переговоров, консультаций и посредничества между странами. Если ситуация критическая, то спор передается на разрешение в международный арбитраж.
Принцип отсутствия вмешательства во внутренние дела государств. На практике этот принцип часто вызывает спорные моменты. С развитием сотрудничества между странами увеличивается и число вопросов, касающихся мирового сообщества.
Принцип уважения прав человека означает, что страны обязуются соблюдать права и свободы каждого не зависимо от его гражданства.
Принцип самоопределения наций означает, что каждый народ вправе сам выбирать путь своего развития.
Принцип добросовестности означает, что государства должны выполнять свои обязательства, которые возникают после подписания международных соглашений.
Принцип взаимного сотрудничества – принцип, объединяющий воедино всю систему международного права. Без сотрудничества государств невозможна реализация всех других принципов.
Под источниками права отечественные юристы обычно понимают некую документальную форму, посредством которой осуществляется выражение некоторых правил поведения и одновременно происходит наделение соответствующих предписаний свойствами правовой нормы. Источники международного права - это, таким образом, документы, в которых содержатся предписания, адресованные государствам, организациям, должностным лицам, в ряде случаев - гражданам, т. е. всем субъектам, которые участвуют в коммуникациях на мировой арене.
Рассматриваемый тип источников права характеризуется некоторыми отличительными особенностями. Наиболее явно они прослеживаются, если сравнивать их с национальными законами и нормами.
Прежде всего можно отметить, что источники международного права, как правило, содержат нормы, устанавливаемые в процессе формирования компромисса между соответствующими субъектами правоотношений, который обычно достигается в ходе дипломатических переговоров. Национальные законы же принимаются посредством парламентских процедур, подразумевающих совершенно иной формат диалога между субъектами правоотношений.
Другая особенность, которой характеризуются источники международного права - наличие одновременных юридических обязательств для всех субъектов правоотношений. В случае с национальными нормативными актами это не всегда так, они в ряде случаев носят однонаправленный, директивный характер.
Особенность источников международного права - в том, что в среде мировых юристов не определено четких критериев того, какого рода документы могут быть отнесены к рассматриваемой категории. Но мы можем, к примеру, ориентироваться на некоторые положения, принятые крупнейшей международной организацией - ООН.
В одном из Статутов Суда данной структуры, в частности, дан перечень документов, которые могут применяться при рассмотрении различного рода споров. Согласно соответствующим положениями, источниками международного права являются:
- конвенции;
- обычаи, имеющие признаки правовой нормы;
- общие принципы, которые признаны в цивилизованном мире;
- некоторые решения судов, а также доктрины квалифицированных экспертов.
Многие юристы, вместе с тем, акцентируют внимание на том, что данная классификация не носит официального характера. Но ее вполне можно задействовать субъектам правоотношений на мировой арене как ориентир при выборе оптимального формата разрабатываемых источников норм, необходимых для эффективного выстраивания сотрудничества с партнерами.
Модель поведения субъектов правоотношений на международной арене, исторически воспроизводимая в более или менее постоянном виде, может формировать собой правовой обычай, который также может быть источником рассматриваемого типа. При этом, как отмечают некоторые юристы, инициирована данная модель может быть, прямо или косвенно, вполне официальным правовым актом.
Понятие источника международного права в методологии ООН отводит судебным решениям, что отмечены нами в перечне, достаточно важную, по мнению некоторых экспертов, роль. То есть такого рода документы по своему статусу менее похожи на российские решения, вердикты и постановления, которые сами по себе не являются нормативными актами, они ближе к американским судебным прецедентам, носящим характер самостоятельных источников права. Такие решения, как полагают юристы, являются важными вспомогательными инструментами в международных коммуникациях, используемыми к тому же с целью лучшего понимания специфики правоотношений в том или ином государстве или регионе мира.
Касательно исполнения решений Суда ООН - они обязательны к исполнению странами, которые являются сторонами спора, рассматриваемого данной международной организацией. Если какое-то из государств откажется от своих обязательств, наложенных в судебном порядке, то другое, что было оппонентом в споре, может сделать запрос в Совет Безопасности ООН с целью инициирования предусмотренных организацией исполнительных процедур.
Доктрины специалистов, как считают эксперты - это ценные источники принципов международного права. Но как документы, которые могут содержать какие-либо предписания, они практически не рассматриваются. Вместе с тем такого рода источники важны с точки зрения корректного разъяснения позиций и пожеланий субъектов правоотношений, а также при решении задач, связанных с толкованием норм, которые содержат те или иные источники права, международных договоров.
Мы изучили подходы к рассмотрению природы документов рассматриваемой категории с точки зрения методологии ООН. Полезно будет изучить также и другие критерии, используемые в мировой практике. По мнению некоторых российских юристов, вполне правомерно выделить следующие основные источники международного права, что сформировались исторически и принимаются большинством субъектов правоотношений на мировой арене сегодня:
- договор;
- обычай;
- акт конференции или совещания на международном уровне;
- резолюция.
Наиболее строгими в аспекте исполнения юристы называют первые два типа документа. Причем значимость обычая во многих случаях, как отмечают эксперты, может быть настолько неоспоримой, что принятие иных источников права может попросту оказаться нецелесообразным. В свою очередь, акты, принятые на конференциях или совещаниях, а также резолюции, не всегда подразумевают юридические обязательства для составивших их субъектов правоотношений.
2.Конституция – основной закон государства, ее место в российской правовой системе
Конституция РФ 1993 г. – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.
При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:
Организационная.
Воспитательная.
Юридическая.
Стабилизирующая.
Учредительная.
Политическая.
Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.
В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.
Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.