Фрагмент для ознакомления
2
1 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ; англ. European Court of Human Rights, фр. Cour europenne des droits de l'homme) - судебный орган в структуре Совета Европы (СЕ), его штаб-квартира расположена в Страсбурге (Франция). Создан в 1959 г. для контроля над соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (кратко Европейская конвенция по правам человека), подписанной в 1950 г. и вступившей в силу в 1953 г. Как единый постоянно действующий орган ЕСПЧ существует с 1998 г., объединив Европейский суд по правам человека и Комиссию по правам человека. Последние процедурные изменения в деятельность ЕСПЧ были внесены 14-м протоколом к Конвенции 1950 г. (протокол подписан в мае 2004 г., ратифицирован членами СЕ в 2004-2010 гг.).
Каждая из 47 стран-членов Совета Европы представлена в ЕСПЧ одним судьей. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из окончательного списка, включающего трех кандидатов, предложенных государствами. Срок полномочий судей – девять лет без права переизбрания. Судьи участвуют в работе суда в личном качестве и не представляют интересы какого-либо государства. В заседаниях суда могут участвовать от одного до 17 судей (в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из семи судей и большой палаты из 17 судей).
Руководит работой суда председатель, которому оказывают помощь его заместители. Председатель и заместители избираются сроком на три года на пленарном заседании суда. Содействие председателю оказывает бюро (образуется из председателя, заместителей и председателей секций суда .
Все расходы, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека, несет Совет Европы. Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский.
В компетенцию суда входят все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции по правам человека и ее протоколов. Жалоба предъявляется к государству-члену СЕ, признающему юрисдикцию суда, и должна быть подкреплена реальными документами, причем жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством-ответчиком. Жалобы должны касаться событий, за которые несет ответственность государственная власть, они могут подаваться любым государством (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления), причем заявителю необязательно являться гражданином государства - члена СЕ или гражданином государства, на которое он подает жалобу. К рассмотрению в суде жалоба принимается только после того, как были исчерпаны все средства в рамках законодательства данной страны, но не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Суд не рассматривает одну и ту же жалобу повторно и не принимает к рассмотрению те, которые уже рассматривались какой-либо международной инстанцией. Жалобы против частных лиц и организаций не принимаются. Если жалоба, поданная в ЕСПЧ, не соответствует одному из этих условий, она считается неприемлемой. Согласно статистике суда, это 96% всех поданных жалоб.
ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебным системам стран-участниц, он не вправе отменить решение или приговор, вынесенные национальным судебным органом. Суд может лишь обязать государство выплатить компенсацию материального и морального вреда, причиненного гражданину, чьи права, по решению судей, были нарушены .
Контроль за выполнением решения суда возложен на Комитет министров Совета Европы. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения. За всю многолетнюю практику ЕСПЧ не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, - исключению государства из состава Совета Европы. В России, по постановлению Конституционного суда РФ, решения ЕСПЧ могут исполняться лишь в случае, если они не противоречат Основному закону страны.
Свое первое постановление ЕСПЧ вынес в 1960 г. (по делу "Лолесс против Ирландии"). Всего в 1959-2014 гг. ЕСПЧ вынес более 17 тыс. постановлений (решений). Почти половина из них вынесена против пяти стран: Турции (3095), Италии (2312), России (1604), Румынии (1113) и Польши (1070). В более 80% исков ЕСПЧ установил, по крайней мере, одно нарушение Конвенции по правам человека со стороны государства-ответчика. С момента создания судом было рассмотрено лишь несколько межгосударственных исков, среди них иск Ирландии против Великобритании (1978), иск Дании против Турции (2000), иск Кипра против Турции (2001) и Грузии против России (2014). Более 99% деятельности суда сосредоточено на рассмотрении индивидуальных жалоб.
Европейский Суд фактически реализуя в своей деятельности стандарт «презумпции вины государства» и проявляя самое пристальное внимание жалобам на нарушения прав и свобод человека в Российской Федерации, с какой-то удивительной избирательностью старается не замечать нарушения прав человека в странах Евросоюза и тех, кто туда стремится. Известный практикующий адвокат-международник Тимофей Мусатый, комментируя в эфире (04.04.2019) Владимира Соловьева обстоятельства ареста по надуманному обвинению и запросу США и содержания более 2-х лет без решения суда в греческой тюрьме гражданина России Александра Винника, отмечал показательную бездеятельность Европейского Суда, называя его — фикцией! Европейский Суд вправе рассматривать обращения любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что были нарушены их права , предусмотренные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г. (далее — Конвенция).
Рассмотрению данным судом подлежат только жалобы, которые поданы против государства, подписавшего или ратифицировавшего Конвенцию и которые относятся к событиям, наступившим после ее ратификации. Если Европейский Суд признает, что имело место нарушение Конвенции в отношении заявителя, он возлагает на государство-ответчика обязанность выплатить денежную компенсацию за причиненный заявителю нарушением права материальный и моральный ущерб, а также принять меры общего характера по недопущению повторения выявленных по делу нарушений. По итогам рассмотрения жалобы решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для исполнения государством, против которого подана жалоба. Решение может быть пересмотрено самим судом в течение шести месяцев по вновь открывшимся обстоятельствам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
2. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 14, ст. 1514.
3. Регламент Европейского Суда по правам человека // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 6.
4. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
5. Амплеева Е.Е. Практика Европейского Суда по правам человека по рассмотрению дел в отношении Российской Федерации: учебное пособие. Ч. 1. Европейская система защиты прав человека / Е.Е. Амплеева, В.В. Фирсов. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С. 24
6. Кононов А.М. О мерах, предпринимаемых МВД России по исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека. М.: Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2.
7. Коннов В.А., Симонова А.Е., Песковая Ю.В. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека по жалобам на нарушения в отдельных сферах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019.
8. Обзор избранных постановлений Европейского Суда по правам человека, вынесенных по жалобам против Российской Федерации в 2018 году // Российская хроника Европейского Суда. 2019. № 1.
9. Рытиков Е. А. Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы взаимодействия / Е. А. Рытиков. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 376-377.
10. Статистика Европейского Суда по правам человека за 2018 год // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2019. № 2.
11. Европейский суд по правам человека. URL: https://www.9111.ru/questions/777777777762052/
12. Европейский суд по правам человека. Досье. URL: https://tass.ru/info/542089