Фрагмент для ознакомления
2
Название программы
«Радуга» – это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 8 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:
- физическая культура (самый важный предмет – красный цвет);
- игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет);
- изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством – жёлтый цвет);
- конструирование (развитие воображения – зелёный цвет);
- занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний – голубой цвет);
- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
- математика (фиолетовый цвет) .
Авторы программы
Комплексный образовательный проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году. Авторами разработки являются:
Гризик Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
Дронова Татьяна Николаевна, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ;
Соловьёва Елена Викторовна, психолог, кандидат педагогических наук, доцент, генеральный директор и руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт»;
Якобсон Софья Густавовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института общего образования Минобразования РФ.
Выходные данные
Примерная основная образовательная программа «Радуга» (далее – Программа «Радуга») создана как психологически ориентированная программа. Перечисленные выше принципы были положены в её основу при создании, и в настоящий момент новая редакция Программы «Радуга» использует многолетний продуктивный опыт реализации на практике этих принципов во всех регионах России (Краснодар, Ставрополь, Мурманск, Пермь, Вологда, Вятка, Псков, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тольятти, Челябинск, Лангепас, Нижневартовск, Тюмень, Уфа, Нефтекамск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Тула, Тверь, Москва, Когалым, Якутск, Екатеринбург, Сочи, Курск, Орёл и др.) в самых разнообразных условиях. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:
- описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
- описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности – игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;
- формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;
- комплект пособий для детей по всем возрастным группам;
- описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого-педагогических условий.
Вместе с тем данная редакция Программы «Радуга» представляет актуальные результаты работы авторского коллектива, которые отражают требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребёнка.
Эффективность любой системы определяется практическими результатами. Если говорить о показателях успешности работы по программе «Радуга», то это сформированный образ «радужного» выпускника детского сада, которого можно охарактеризовать как личность:
- доброжелательную, спокойную и дружелюбную;
- умеющую находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
- имеющую свою сферу интересов (творческих, познавательных);
- психологически устойчивую к неудачам, которые преодолеваются конструктивно;
- инициативную в разных видах активности;
- рассматривающую предстоящее обучение в школе как качественно новую ступень взрослости.
Однако эти показатели хороший воспитатель может выделить и без каких-либо методик анализа – результаты работы, что называется, налицо. А вот чтобы избежать просчётов и пробелов, в конце каждого учебного года проводится мониторинг эффективности работы по «Радуге».
Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду.