Фрагмент для ознакомления
2
от самого государства, включая и школы при церквях. Это означало, что советское государство полностью отрицало существование бога и было против вмешательства церкви в государственные дела;
2) вся собственность является государственной, а промышленность в тот период еще не была полностью национализирована (то есть не вся передана в собственность государства), вместе с тем, земля и природные ресурсы являлись общим достоянием народной республики.
Конституция 1925 и церковь
В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, в статье 13 было закреплено положение о том, что в целях «обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»
О сознательной маргинализации религиозных объединений, в том числе планируемого их сокращения и выталкивания за предел функционирования общества, свидетельствует принятый Съездом Советов СССР первый Основной Закон СССР от 31 января 1924 года. Основной закон не содержит регулирования религиозной проблематики – как в контексте индивидуальных полномочий граждан, то есть свободы совести, вероисповедания, так и взаимоотношений государства с религиозными объединениям. Определяя построение и задачи центральных органов союзного государства и федеральные компетенции, основной закон признавал проблематику свободы, прав и гражданских обязанностей, вместе с религиозной материей, прерогативой регулирования республиканских конституций. Деградация иерархии регулирования религиозных вопросов с конституционного уровня на уровень республиканских основных законов была роковым прогнозом для религиозных объединений и верующих. Цель этой законодательной процедуры заключалась в предоставлении органам государства, в том числе органам аппарата безопасности, неограниченной свободы в реализации враждебных для религии и не совместимых с ней положений марксистско -ленинской доктрины.
В результате таких конституционных предположений в принятой XII Всероссийским съездом Советов новой Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года и в других республиканских конституциях нашлось правовое регулирование религиозной сферы. В принципе все республиканские конституции заключали одинаковое содержание в этой области. Религиозные записи имели весьма общий и лаконичный характер. Это была хорошо известная и применяемая уже с 1918 года в советском конституционализме процедура, разрешающая в подконституционных актах применять желаемые и удобные решения для органов партийно - государственной власти, сохраняя при этом видимость демократии.
Характеризуя религиозное нормативное регулирование, которое находится в Конституции РСФСР, нужно помнить, что основной целью этой Конституции было гарантирование диктатуры пролетариата, устранение эксплуатации человека человеком, а также построение коммунизма. Следовательно, государственные органы власти применяли Конституцию и конституционные положения о религии в контексте ее основных целей.
Записи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года, относящиеся к религии, свелись к нормированию свободы совести и определению модели государства с точки зрения религиозных отношений с религиозными объединениями. Для того, чтобы обеспечить «работающим настоящую свободу совести» (Раздел 1 пункта 1 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года), церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Всем гражданам была признана свобода проведения религиозной антирелигиозной пропаганды.
В качестве конституционной гарантии свободы проведения религиозной и антирелигиозной пропаганды было признано обеспечение «работникам настоящей свободы высказывания путем отделения прессы от капитала и перевод ее вместе со всеми техническими и материальными средствами, необходимыми для публикации и распространения прессы рабочему и крестьянскому классу» (Раздел 1 пункта 5 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года). Говоря о «настоящей» свободе совести и свободе ведения религиозной и антирелигиозной пропаганды, стоит отметить еще одно положение, которое упоминает о праве властей РСФСР на лишение конституционных прав индивидуально или коллектив-но, если использование этих прав кем-либо нарушало бы интересы социалистической революции (Раздел 1 пункта 14 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года). Вскоре оказалось, что это поначалу странное и непонятное конституционное положение впоследствии стало опасным и часто применяемым инструментом, исключающим конституционные права в советской практике применения норм основного закона. В сопоставлении с конституционной нормой, гласящей равенство всех граждан независимо от расы и национальности (Глава 1 статьи 13 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года), он был сигналом действительных намерений создателей Конституции и их политических руководителей – большевиков, направленных на борьбу, ликвидацию и выталкивание религии, а также религиозных объединений вне пределов общественной жизни. Хотя и Конституция признавала иностранцам право на убежище из-за политических преследований или, что стоит особенно подчеркнуть в контексте раньше сказанного, из-за религиозных преследований, однако неизвестны случаи иностранцев, ходатайствующих о предоставлении убежища в РСФСР из-за религиозных преследований. Следовательно, стоит принять с высокой степенью вероятности, что если бы они действительно об этом ходатайствовали, это бы получило соответствующую огласку.
В контексте конституционного регулирования религиозных вопросов следует отметить также принятие поправки 18 мая 1929 года в статье 4 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. В рамках так называемого года большого перелома, описываемого в советской историографии в связи с коллективизацией и индустриализацией, была проведена ревизия Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Изменения, принятые 18 мая 1929 года XIV Всероссийским съездом Советов, коснулись и конституционных религиозных законов. Прежде всего был заново отредактирован прежний пункт 4 Конституции, путем введения на его место новой статьи 4 в звучании: «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и анти религиозной пропаганды признается за всеми гражданами» (Глава 1 статьи 4 Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года).
Таким образом, советский законодатель исключил из каталога конституционных полномочий свободу ведения религиозной пропаганды. Поправка была обоснована тем, что религиозные объединения якобы использовали право на религиозную агитацию в антисоветских и антиеволюционных целях. Новым элементом, не в качестве введенного взамен, было предоставление гражданам свободы исповедования религиозных конфессий. Но на практике это обозначало утверждение очевидного факта, что в свободе вероисповедания содержится полномочие к
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гаврилов Б.Н. Российский конституционализм в сравнительной перспективе: цифры и факты / Б.Н. Гаврилов. – М.: Проспект, 2016.
2) Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г., «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР» 1925, № 30, статья 218. // http://constitution.garant.ru/history/ussrrsfsr/1925/red_1925/5508616/chapter/1/#block_11100 [дата доступа: 05.10.2020]
3) Космач В.А. Великая российская революция 1917-1922 гг. и ее последствия: опыт сравнительно-исторического анализа // Метаморфозы истории. Псковский государственный университет. 2014. № 5.
4) Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 24
5) Ликанов С.Е. Конституция РСФСР 1918 года // Молодой коммунист. – 2014. - N 6. С. 56-60
6) Прохорова Б.Г. Задачи Советской власти. М.: Книга по требованию, 2015.