Фрагмент для ознакомления
2
Правомерна ли подобная мотивация с точки зрения Устава ООН?
С точки зрения действующего международного права военная акция НАТО против Союзной Республики Югославии является нарушением основополагающих положений Устава ООН.
Статья 2 Устава ООН предписывает необходимость мирного разрешения международных споров и обязывает воздерживаться от угрозы силы или ее применения в международных отношениях. Главную ответственность за обеспечение быстрых и эффективных действий ООН по поддержанию мира ее члены (а в их число входят все государства-члены НАТО) возложили на Совет Безопасности ООН (статья 24 Устава ООН). Совет Безопасности ООН уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может угрожать поддержанию мира и безопасности (статья 34) и, в случае необходимости, применить силу (статья 42), определив, какие из членов ООН будут привлечены с этой целью (статья 48). За исключением случаев самообороны, региональные или любые другие военно-политические организации, в том числе, такие как НАТО, не имеют права применять силу без полномочий Совета Безопасности, они могут быть использованы Советом Безопасности для осуществления принудительных действий под его руководством (статья 53). Резолюции Совета безопасности ООН о применении сил НАТО в Югославии не было, следовательно, военные действия НАТО против Союзной Республики Югославии полностью подпадают под определение агрессии, утвержденное принятой резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года. Актом агрессии в частности признается бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства (п.b ст.3). В Определении подчеркивается, что «никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии».
Задача 4.
Г-н ван дер Мюсель, гражданин Бельгии, закончил юридический факультет и работает адвокатом. По нормам, действующим в Бельгии, в определенных случаях адвокат должен оказывать юридическую помощь бесплатно и независимо от своего желания. По мнению г-на ван дер Мюселя, в данном случае можно говорить о нарушении п. 2 ст. 4 Конвенции 1950 г.
Прав ли бельгийский юрист?
Согласно п.2 ст.4 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950г.) никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Однако согласно п.п. d п.2 указанной статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.
Г-н ван дер Мюсель окончил юридический факультет и выбрал профессию адвоката по доброй воле. Согласно бельгийским законам бесплатное оказание юридической помощи адвокатом является гражданской обязанностью и осуществляется лишь в определенных случаях. Следовательно, требования п.2 ст.4 Конвенции в отношении бельгийского юриста не нарушены.
Задача 5.
Ранним московским утром 9 марта 1997 г. чернокожий комендант американского дипломатического жилого комплекса, что прямо напротив резиденции российского Правительства - Белого дома, совершал последний за прошедшие сутки обход. Каково же было его удивление, когда в душевой одной из квартир под струями теплой воды он обнаружил бессмысленно улыбающегося голого молодого человека, явно не американского происхождения. Висевшая в ванной на крючке форма (с погонами российского солдата), сапоги и портянки, валявшиеся на полу, а также характерный русский мат погасили последние сомнения: в посольство пробрался абориген. Прибежавшие на вызов и взволнованные предстоящей взбучкой начальства американские морские пехотинцы, которым в охрану вверен весь комплекс посольских зданий, надели на нетрезвого гостя наручники и уже через полчаса передали его в руки обалдевших представителей российских властей.
Русский солдат отводил душу в апартаментах временного поверенного в делах посольства США в Москве Джона Теффта и его жены Мариэллы, которых в тот день дома не было. Воина зовут Василий, служит он в Рязани, а в апартаменты именно этого американского дипломата его привлек богатый бар с напитками (которые Василий истреблял всю ночь) и мягкий диван, располагающий к отдыху. Вася рассказал следователю ФСБ, что он дезертир, а в американское логово попал, преодолев двухметровый забор, движимый исключительно желанием культурно отдохнуть.
Какие положения применимых международно-правовых и внутригосударственных нормативных актов должны быть использованы при оценке описанной ситуации?
1.При оценке данной ситуации используются следующие нормативно-правовые акты:
- Венская конвенция о дипломатических сношениях (принята 18 апреля 1961 года);
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 17 декабря 1973 года;
- Уголовный кодекс РФ.
- Приказ МВД России от 26.05.2008 N 460 «Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств»
Какие преимущества и льготы предоставляются иностранным дипломатическим представительствам, учреждаемым на территории иностранного государства пребывания?
В п. 1 ст. 30 Конвенции предусматривается, что «частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства».
Согласно Венской конвенция о дипломатических сношениях (принята 18 апреля 1961 года), дипломатические представительства обладают следующими преимуществами и льготами:
- неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;
- помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);
- представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;
- архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию;
- сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.
В чем состоят конкретные обязанности государства по отношению к иностранным дипломатическим представительствам, расположенным на его территории?
Согласно п. 2 ст. 22 Венской конвенция о дипломатических сношениях «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства».
Охрана дипломатических представительств возложена на МВД РФ и осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 26.05.2008 N 460 «Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств».
Согласно ст.2 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 17 декабря 1973 года «преднамеренное совершение:
a) убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
b) насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего;