Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что необходимостью органичного восприятия отечественной теоретико-правовой мыслью теоретических и методологических достижений современного западного обществоведения, включая такое направление, как структурный функционализм. Создателем этого направления стал американский социолог, социальный философ и теоретик Толкотт Парсонс (1902–1979), один из основоположников школы структурного функционализма. Автор многочисленных работ по теории общества и социологии общественных систем, переведенных на многие языки мира.
Многие его произведения еще не переведены на русский язык. И это уже актуализирует исследование его деятельности российскими учеными. И если философские и социологические аспекты учения Талкотта Парсонса были предметом критического анализа в России, то культурологический подход американского социолога затронуто лишь частично и не совсем известно в российской науке.
Цель работы – изучить особенности структурного функционализма и культурологического подхода к праву Толкотта Парсонса.
Для достижения цели решены следующие задачи:
– охарактеризовать суть структурного функционализма Толкотта Парсонса;
– изучить функции социальной системы по Толкотту Парсонсу;
– рассмотреть особенности культурологического правопонимания Толкотта Парсонса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Структурный функционализм Толкотта Парсонса
1.1. Суть структурного функционализма Толкотта Парсонса
Основатель американской социологии Толкотт Парсонс (далее – Т. Парсонс) полагал, что ему удалось найти средний путь между «понимающей социологией», т. е. теорией социального действия Макса Вебера, и позитивистским «социологизмом» Эмиля Дюркгейма, для которого действия тех или иных социальных актеров предзаданы их статусом, социальными ролями, традициями и т. п. Теория Т. Парсонса получила название «общая теория социальных систем», или структурный функционализм .
Т. Парсонс определяет социальную систему следующим образом: «Социальные системы состоят из ряда отдельных субъектов, взаимодействующих друг с другом, по крайней мере, в ситуациях, когда есть физический аспект». Согласно Т. Парсонсу, поведение акторов определяется тенденцией, направленной на «оптимизацию благодарности» и опосредованной «терминологией структурированной и общекультурной символической системы».
Для всех социальных систем, например для систем политической власти, системные потребности являются доминирующими, в то время как отдельные лица выполняют только определенные системные функции. Другими словами, личность – это только функция социальной позиции, которую играет социальная роль, соответствующая этому положению.
Таким образом, люди в любой социальной системе выполняют функцию гомеостаза, внутреннего баланса системы. «Статус и роль», как правило, работают вместе в рамках, которые Т. Парсонс называет связями «статус – роль». В качестве этих звеньев люди заполняют различные подсистемные структуры общества. Пока выполняются социальные роли, социальные структуры работают без сбоев.
Социальная теория Т. Парсонса основана, прежде всего, на базовой дихотомии «структура-функция». Категория структур характеризуется этими особенностями социальных систем, которые можно считать постоянными в пределах допустимой изменчивости поведения структурных элементов этой системы. Таким образом, «структура» отвечает за статичность системы, которая гарантирует «осведомленность» о системе, ее специализацию и отличие от других социальных систем (например, различие между политической и экономической системами) .
Напротив, функциональные категории несут ответственность за динамические характеристики социальных систем. Функции и подфункции элементов системы являются средством уравновешивания относительно консервативной структуры системы и постоянно меняющейся внешней среды, которая влияет на систему, требуя, чтобы все элементы были интегрированы в единое целое.
Наличие двух базовых категорий в теории Т. Парсонса приводит к необходимости выбора между ними. Т. Парсонс делает акцент на функциях, а не на структуре (отсюда – «структурный функционализм»). В значительной степени это можно объяснить тем, что статика есть не что иное, как «замороженная динамика». Соответственно, всякая социальная система, по Парсонсу, существует до тех пор, пока она в состоянии сбалансировать два процесса:
1) процесс поддержания внутреннего равновесия системы, т. е. соблюдения базовых константных характеристик системы («гомеостазис»);
2) процесс структурной перестройки, связанный с постоянным воздействием на систему внешних факторов («метаболизм»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса / Г.С. Батыгин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2003. – № 4-5. – С. 6-34.
2. Кучеренко П.А. Общая теория действия Толкотта Парсонса и ее роль в развитии юридической мысли / П.А. Кучеренко // Юридический вестник Самарского государственного университета. – 2015. – Т. 1. – № 3. – С. 26-32.
3. Посконин, В.В. Культурологическое правопонимание Толкотта Парсонса: Теоретико-методологический аспект : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т. , 1996. – 27 с.
4. Смирнов М.М. Системные теории. Три составные части / Смирнов М.М. // Ценности и смыслы. – 2010. – № 3 (6). – С. 100-108.
5. Чолак А.П. Структурный функционализм Толкотта Парсонса о социальном благополучии / А.П. Чолак // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8. – № 4. – С. 254-257.
6. Parsons Т. The Law and Social Control // Law and Sociology. – Glencoe, 1962. – P. 58–59.
7. Parsons Т. The Social System. – N.-Y., 1951. – P. 204 -205.