Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по моему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании.
Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса – Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.).
В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.
В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено. Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.
Внутренние аудиторы помогают им – обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).
Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.
Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:
- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
- сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
- своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
- сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
Цель – описать виды аудита. Задачи:
изучить внешний аудит;
исследовать внутренний аудит.
Объект – финансовое право. Предмет – виды аудита.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью повышения значимости системы государственного аудита в сфере бюджетных правоотношений в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Цель исследования Цель исследования состоит в поиске причин, которые снижают эффективность подразделений и органов, входящих в систему финансового аудита государства, и разработке предложений, направленных на повышение их результативности в обеспечении экономической безопасности РФ.
1. ВНЕШНИЙ АУДИТ
Государственный финансовый аудит входит в систему контроля государства в сфере бюджетных правоотношений. На протяжении всего современного периода развития государственный финансовый аудит вносит значительный вклад в противодействие рискам и угрозам экономической безопасности РФ. Вместе с этим негативных воздействий, возникающих в сфере бюджетных правоотношений и влияющих на экономическую безопасность страны, не становится меньше, среди них многочисленные факты коррупции, принятие несбалансированных решений по расходованию бюджетных ресурсов, часто не коррелирующих с задачами социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
В исследовании применялись общенаучные и специальные методы, в частности методы анализа и синтеза позволили выявить проблемы институционального обеспечения государственного финансового аудита, коэффициентный анализ способствовал аргументированию сформулированных предложений.
В качестве информационной базы исследования выступили положения нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственного финансового аудита, заключения Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов федерации, данные об организации и методах деятельности подразделений внутреннего финансового аудита администраторов бюджетных средств. Результаты исследования и их обсуждение Систему государственного аудита в сфере бюджетных правоотношений входят на федеральном уровне управления – Счетная палата РФ, на уровне субъектов федерации и уровне местного самоуправления – контрольно-счетные органы.
На уровне управления финансовыми ресурсами администраторами бюджетных средств – подразделениями внутреннего финансового контроля. Анализ законодательных актов субъектов федерации, позволил
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019, с изм. от 01.04.2020) «Об аудиторской деятельности» // СПС «Консультантплюс».
2. Агаларов З.С. Теоретические основы государственного финансового контроля и аудита // Экономические стратегии. 2020. Т. 22. № 1 (167). С. 53-63.
3. Василькова А.С., Цуркан А.А. Актуальность аудита как инструмента измерения и повышения достоверности финансовой отчетности // Студенческий вестник. 2020. № 6-3 (104). С. 80-82.
4. Васильцова Н.Т. Аудит финансовой отчетности по международным стандартам // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2020. № 1. С. 11-13.
5. Васильцова Н.Т. Планирование аудита финансовой отчетности // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2020. № 2. С. 12-14.
6. Ворона А.А., Егоров В.С. Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 27-32.
7. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.
8. Жигулина Д.М., Кротов М.С. Возможное усовершенствование внутреннего финансового аудита на основе анализа финансовой системы Франции // В сборнике: перспективы развития институтов права и государства. Сборник научных трудов 3-й Международной научной конференции. Отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2020. С. 288-290.
9. Кабанова А.Г., Чепурных А.М. Аудит финансовых результатов и их использование // В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам ХХIII студенческой международной научно-практической конференции. 2020. С. 40-43.
10. Красник С.В. Вопросы реформирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в организациях бюджетной сферы // В сборнике: Инновационный подход к решению проблем в области экономики и права. ред. колл. О. А. Ульянина (науч. ред.), Д. В. Кайргалиев (отв. ред.), С. Н. Белова (ред.) [и др.]., 2020. С. 109-114.
11. Летенкова Е.С. Изменения в осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита // В сборнике: Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020). Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». 2020. С. 108-111.
12. Лосева А.С. Анализ финансового состояния как направление аудита // E-Scio. 2020. № 5 (44). С. 402-406.
13. Лукина Е.В. Аудит финансового состояния экономического субъекта // В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 125-128.
14. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. – М.: Инфра-М, 2008.
15. Нововведения в сфере внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита / Тимонина Серафима Сергеевна // Студенческий вестник. 2020. № 34-2 (132). С. 43-45.
16. Нурдавлятова Э.Ф., Миронова А.А. Актуальные принципы и задачи внутреннего финансового аудита в бюджетных учреждениях // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 483-485.
17. Олисаева А.В., Угурчиева Р.О. Институциональные особенности аудита бухгалтерской финансовой отчетности // Вестник Академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 182-186.
18. Отличительные особенности финансового контроля и аудита / Сакенова З.М., Есымханова З.К., Жуанышев А.Е., Сакенов Н.А. // Colloquium-journal. 2020. № 1-8 (53). С. 20-23.
19. Парушина Н.В. Развитие внутреннего финансового контроля и аудита для повышения эффективности финансового менеджмента в государственных учреждениях // В сборнике: учет, анализ и аудит: новые задачи в обеспечении безопасности и ответственность перед бизнесом. Сборник научных статей по итогам VI международной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 287-296.
20. Плотников В.С., Плотникова О.В. Российская финансовая отчетность и требования международных стандартов аудита: проблемы // В сборнике: актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2020. С. 75-80.
21. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В., Мамаева Г.Н. Аудит. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
22. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Аудит. – М.: КноРус, 2010.
23. Роль и значение государственного аудита и финансового контроля в экономике республике Казахстан / Сакенов Н.А., Сакенова З.М., Есымханова З.К., Козбахова Д.Л. // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020. № 2. С. 26-35.
24. Сафонова М.Ф., Петух А.В. Организационно-методические аспекты аудита прогнозной финансовой информации с учетом требований международных стандартов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. № 2 (464). С. 143-167.
25. Смольянинов О.В. Проблемы современной системы внутреннего финансового аудита // В сборнике: Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2020. С. 140-146.
26. Сорокина М.С., Муравьева Н.Ю. Совершенствование процедуры диагностики финансового состояния в рамках аудита и финансового консалтинга // Вектор экономики. 2020. № 5 (47). С. 7.
27. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита. – М.: Юнити-Дана, 2005.
28. Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит. – М.: КноРус, 2010.
29. Тихенко Д.И. Современные особенности применения финансового и логистического аудита для снижения рисков деятельности предприятия // Modern Science. 2020. № 3-1. С. 145-150.
30. Тришкина Е.А. Особенности планирования и организация проведения внутреннего финансового аудита // В сборнике: Инновационный подход к решению проблем в области экономики и права. ред. колл. О. А. Ульянина (науч. ред.), Д. В. Кайргалиев (отв. ред.), С. Н. Белова (ред.) [и др.]., 2020. С. 180-183.
31. Финансовый аудит хозяйствующего субъекта: организация, методика, контроль качества / Столяров Н.С., Семенова А.А., Кузина М.Н. // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2020. № 2. С. 15-23.
32. Цифровые технологии во внутреннем аудите коммерческого банка и необходимые компетенции специалистов финансового профиля / Пугачев А.А., Кожумяченко О.М., Бузинов И.А. // В сборнике: Современная экономическая наука: теоретический и практический потенциал. Инновационное развитие современного экономического образования. материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 171-176.
33. Шинкарева О.В. Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «реализация результатов внутреннего финансового аудита» // Бухучет в здравоохранении. 2020. № 8. С. 48-53.
34. Шинкарёва О.В. Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «планирование внутреннего финансового аудита» // Бухучет в здравоохранении. 2020. № 1. С. 4-9.
35. Шистко Н.Е., Великанова Л.О. Оценка рисков информационной безопасности организации при проведении финансового аудита // В сборнике: Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты. Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 92-96.
36. Юнг А.И., Казанцева Л.А. Сравнительный анализ финансового и логистического аудита // Вектор экономики. 2020. № 1 (43). С. 15.