Фрагмент для ознакомления
2
1. В чем смысл разделения категорий беженцев и вынужденных переселенцев? Кто не может претендовать на статус беженца и вынужденного переселенца?
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» установлены такие понятия, как беженец и вынужденный переселенец. Отличие их состоит в том, что в качестве беженца признается лицо, которое не является гражданином государства, предоставившим убежище, а вынужденный переселенец – гражданин государства, предоставившего убежище 2.
В качестве беженца не признается гражданин, совершивший преступления против мира, человечности либо другое уголовное преступление умышленного характера.
Также в ст. 2 закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем не являются лица, которые:
1) совершили преступления против мира, человечности либо иное тяжкое преступление, которое признается в качестве такого в соответствии с законодательством РФ;
2) не обратились без уважительных причин с ходатайством о том, чтобы он был признан вынужденным переселенцем в течение года с того дня, когда гражданин выбыл с места жительства или в течение 2 месяца со дня, когда был утрачен статуса беженца в силу приобретения гражданства РФ;
3) покинули место жительства в соответствии с экономическими причинами или в результате голода, эпидемии, природных и техногенных чрезвычайных ситуаций 5.
2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России. Полномочия Президента РФ.
Конституционный статус закреплен в нормах конституции, которые определяют функции и полномочия Президента. Данные понятия очень близки один к другому, но не тождественны. Под функциями понимают наиболее важнейшие общие обязанности Президента, вытекающие из его положения в системе органов власти. Полномочия образуются из функций и состоят из определенных прав и обязанностей Президента по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Именно в той мере, в какой функции и полномочия присущие в исключительной степени Президенту, т. е не разделяются с парламентом, правительством, судебными инстанциями, они будут называться прерогативами главы государства 16, с. 27.
Функции главы государства не конкретизированы полномочиями в полном объеме. В связи с этим у Президента всегда будут иметься не раскрытые в законодательстве полномочия, которые могут проявиться в экстраординарных непредвиденных ситуациях, приобретая де-факто признание парламента или основываясь на судебном толковании конституции 11, с. 23.
Конституцией 1993 г. определяется, что Президент является главой государства 1. В соответствии с российским государственным устройством Президенту РФ отведено особенное место.
В связи с тем, что Президент РФ стоит над ветвями власти, делает вопрос о безболезненном переходе власти, в том числе и в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязательства очень актуальным. В п.1 ст. 92 Конституции говориться, что Президент Российской Федерации начинает приступать к выполнению полномочий с периода принесения присяги и прекращает их выполнение с истечением срока его пребывания на должности с периода принесения присяги вновь выбранным Президентом РФ».
Предыдущая Конституция функции Президента определяла через дефиницию «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».
При употреблении дефиниции «президентская власть», обозначает только особенный статус Президента в системе 3-х властей, присутствие у него ряда собственных полномочий и комплексного характера его многообразных прав и обязанностей во взаимодействии с иными ветвями властями, но первую очередь - с исполнительной властью 12, с. 76.
Давая характеристику конституционного статуса Президента, стоит помнить об очень важной особенности его статуса в качестве главы федеративного государства. Им исполняется функция «президента каждого россиянина» не смотря на то, каким образом проголосовало большинство избирателей в одном либо другом регионе. Федеральное Собрание, это представитель многонационального народа Российской Федерации в лице каждого избирателя, другими словами граждан различных регионов, и из этого исходит неизбежность несогласованности некоторых выражаемых депутатами парламента интересов. Президент РФ, получая статус во время прямого всеобщего голосования, будет представлять совокупные, общие, интересы всех граждан и всего государства. На основании этого будут являться неправомерными его определенные действия в интересах определенного региона при безразличии к остальным регионам. Президент РФ в качестве главы федеративного государства производит контроль президентов республик и глав администраций иных субъектов РФ.
Президент РФ осуществляет свои полномочия на основании четвёртой главы Конституции России. Предоставляются полномочия Президенту с момента принесения им присяги и до момента истечения срока его пребывания в должности. Носят в основном характер исполнительной власти. Посредством своих полномочий Президент осуществляет управление государством 18, с. 14.
Президент России не относится к исполнительной власти. В России Госдума, являющаяся нижней палатой парламента, утверждает лишь
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) //Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // КонсультантПлюс.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017)// Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712
5. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
7. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020 № 209-ФЗ) // КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020 № 35-ФЗ) // КонсультантПлюс.
9. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 06.10.2020) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2020) // КонсультантПлюс.
Научная литература
10. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. – 181 с.
11. Голубок, С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие / С.А. Голубок. - 5-е изд. - М.: РИОР, 2008. – 189 с.
12. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: НГУ, 2007. – 186 с.
13. Кудряшов, К.В. Конституционно-правовые проблемы реализации оснований для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации / К.В. Кудряшов // История и теория государственно-правового развития России. Материалы научно-практической конференции (20 сентября 2002 г., г. Ставрополь). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С. 167-169.
14. Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие общества / Отв. ред. академик РАН Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2014. -387с.
15. Петров, Н.В. Институт президента в Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ /Н.В. Петров//Эволюция государства и права: история и современность.-2017.- 92 с.
16. Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Соколов. - М.: МГИУ, 2010. – 166 с.
17. Феофанов, Ю. В. Бремя власти. / Ю. В. Феофанов. М.: Политиздат, 2014. - 287 с.
18. Честное, И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права: Учеб. пособие Текст. / И. JI. Честнов. -СПб., 2017. - 63 с.
19. Шамхалов, Ф. И. Теория государственного управления Текст. / Ф. И. Шамхалов. М., 2015. – 231 с.