Фрагмент для ознакомления
2
1. Дайте определение понятию «экология»
Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель. В 1866 году в работе «Всеобщая морфология организмов» он описал экологию как совокупность знаний, которые относятся к экономике природы – анализу всей общности взаимоотношений животного с окружающей его средой [5, с. 34]. Данное определение удерживает экологию в пределах биологических наук. Впоследствии понятие экологии стало уточняться. Теперь под экологией стали понимать науку, которая изучает среду обитания живых существ, включая человека. Уместно ограничить содержание экологии только средой природы. Но, влияя на природу и трансформируя ее, человек так трансформирует условия существования не только растений и животных, но и себя, социума, попадающего под влияние этого производства и природы, созданных им изменений. Потому правомерно рассматривать всю окружающую человека среду. И не только природную, но также социальную и производственную, порой от природы основательно оторванную. Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы.
Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера.
Человек и природы едины в понятии биосферы, то есть сферы всего живого. То, из чего состоит биосфера, что она в себя включает и аккумулирует, определяется прошлой и настоящей деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. Биосферой является живые организмы и среда их обитания.
Трансформация биосферы была уже несколько раз, и каждый раз это приводило к гибели одних видов животных и растений и появлению других. Общество людей – это также часть биосферы, оно влияет на ее развитие и само связано с процессом биологии.
2. Укажите взаимосвязь экологии и безопасности жизнедеятельности
Взаимосвязь экологии и безопасности жизнедеятельности можно рассмотреть в связи с просветительской работой в школе относительно знаний поведения в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Защита населения в ЧС представляет собой совокупность взаимосвязанных во времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, которые нацелены на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Граждане нашей страны имеют право на защиту здоровья, жизни и личного имущества, на использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; на информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Ученикам также следует знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными способами защиты.
К примеру, на уроках экологии изучают, что одна из причин возрастания ущерба от аварий и катастроф — изменение общих условий существования жизни на планете Земля (изменение климата, изменение вулканической активности и т.д.). Существует ряд факторов, которые позволяют утверждать, что условия на Земле изменяются (например, возрастание количества углекислого газа в атмосфере Земли).
Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Понимая физическую сущность процесса ЧС, можно его предсказать. А условием эффективной защиты является
Фрагмент для ознакомления
3
1) Лисеев, И.К. Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий [Текст]/ И.К. Лисеев. - Москва: Канон+, 2014. – 327 с.
2) Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник под ред. Ю. Л. Воробьева. - М., 2016.
3) Прохоров, Б. Б. Экология человека/ Б. Б. Прохоров. – М.: «Академия», 2016. – 320 с.
4) Степановских, А. С. Экология/ А. С. Степановских. – Курган: «Зауралье», 2016. – 702 с.
5) Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды / А. И. Федорова, А. Н. Никольский. – М.: «ВЛАДОС», 2016. – 288 с.