Фрагмент для ознакомления
2
подход. Она наполнена организационными, управленческими, финансовыми, хозяйственными, кадровыми и иными видами деятельности, то есть теми видами деятельности, которые не соотносятся с целями реализации уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В то время как категория «уголовно-исполнительная деятельность» имеет смысл функциональный, содержательный, непосредственно соотносящийся с целями, которые определены мерами государственного принуждения (ч. 2 ст. 43 УК РФ ). В целом же категория «уголовно-исполнительная деятельность» в сферу своих отношений принимает не только осужденных, учреждения, органы и должностных лиц уголовно-исполнительной системы, но и соответствующих субъектов военной сферы (например, военную полицию Вооруженных сил РФ и осужденных военнослужащих) и гражданского общества. Наконец, предлагаемый В. А. Уткиным подход к обозначенному предмету снимает вопрос о карательных ограничениях при исполнении наказаний (понимание исполнения наказаний в узком смысле), но включает в свое содержание некарательные меры исправительного воздействия и специального предупреждения (понимание исполнения наказаний в широком смысле) .
Ю. А. Головастова, придерживаясь позиции, что предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, которые возникают между субъектами уголовноисполнительного права, отмечает, что саму уголовно-исполнительную деятельность не следовало бы считать предметом уголовно-исполнительного права. Нам же представляется, что в этом случае уголовно-исполнительную деятельность невозможно рассматривать без привязки к общественным отношениям. Это, по нашему мнению, часть общественных отношений, реализующихся между субъектами уголовно-исполнительного права, равно как и другие предметы, указанные в содержании ч. 2 ст. 2 УИК РФ .
В. Н. Орлов и В. Е. Эминов отмечают, что рассматриваемый предмет уголовно-исполнительного законодательства и права фактически должен реализовываться только в рамках уголовно-исполнительных отношений, его не следует трактовать широко и включать в сферу его воздействия общественные отношения, регулируемые иными отраслями права (трудовое, семейное, административное, финансовое и т. д.) .
В 2016 г. коллективом ученых в области уголовно-исполнительного права разработана научно-теоретическая модель нового УИК РФ с комментариями. По своему содержанию общественные отношения, входящие в предмет уголовно-исполнительного права, в научнотеоретической модели представлены в более универсальном и широком значении. Авторы в своем труде рассматриваемый нами предмет – «порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания» – не указывают, что он выведен из содержания статьи с новым наименованием «Структура и предмет уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации».
В своей работе они указывают новую предметную область «редакционного и сущностного свойства. В научно-теоретической модели УИК РФ он именуется как «порядок оказания исправительно-предупредительного воздействия на осужденных». Безусловно, представленный авторами предмет заслуживает внимания. Он не ориентирован исключительно на учреждения и органы, исполняющие наказания, а представлен в расширенной трактовке: в сферу его воздействия подпадают не только специально уполномоченные структуры по реализации мер государственного принуждения, но и иные субъекты государственного, муниципального, общественного и иного свойства. В целом же представленный предмет ориентирован, в аспекте нашей проблемы, на выполнение учреждениями и органами, исполняющими наказания, обязанностей по обеспечению исполнения уголовноисполнительного законодательства РФ (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ), прежде всего, через его цели – исправление осужденных и предупреждение с их стороны совершения новых преступлений (ч. 1 ст. 1 УИК РФ ).
Таким образом, предмет уголовно-исполнительного законодательства и права – «порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания», как прямо, так и косвенно вызвал некоторый интерес в научном сообществе лишь в последние два-три года. Как отмечалось выше, он представлен несколько в ином формате и смысловом содержании в виде уголовноисполнительной деятельности и порядка оказания исправительно-предупредительного воздействия на осужденных. Думается, что рассматриваемый нами предмет уголовно-исполнительного законодательства и права в том или ином виде должен оставаться в указанной предметной области, должен быть объектом исследований и изучения, поскольку сами учреждения и органы, исполняющие наказания, являются важными «представительными, управомоченными органами государства, составными частями всего государственного механизма».
Исследование и изучение в том или ином виде порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, как предмета уголовно-исполнительного законодательства и права позволит со временем определиться со следующими вопросами:
1. Установить сущность, функциональное значение, соотношение, роль в уголовноисполнительных отношениях, а также в вопросах правосубъектности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, таких понятий-категорий, используемых в уголовноисполнительном законодательстве и праве, как «администрация учреждений и органов, исполняющих наказания (исправительных учреждений, исправительных центров, арестных домов)», «администрация организации (предприятия), в которой работает (отбывает наказание) осужденный», «представитель учреждения и органа, исполняющего наказание (исправительного учреждения, исправительного центра, арестного дома)», «уголовно-исполнительная инспекция», «филиал уголовно-исполнительной инспекции», «администрация уголовно-исполнительной инспекции». Например, часто используемое в уголовно-исполнительном законодательстве выражение «администрация исправительного учреждения» фактически по своему назначению расходится с выражением «представитель администрации исправительного учреждения». Администрация исправительного учреждения обладает организационно-распорядительными и властными полномочиями по отношению как к иным представителям администрации ИУ, так и к осужденным, в то время как представитель администрации ИУ (по направлениям деятельности) наделяется такими полномочиями лишь в отношении осужденных, но не к другим представителям администрации ИУ.
2. Выяснить вопросы реализации, форм и особенностей правоприменительной уголовноисполнительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание (изданию и фактическому исполнению), отдельными ее субъектами (администрацией, представителями администрации). Например, как показывает практика, многие процедуры в общественных отношениях в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с изменением положения (статуса) осужденного, осуществляются не посредством издания отдельного документа (например, постановления), а разрешительно-дозволительным санкционированием, установленным руководителем учреждения, исполняющего наказание: «Разрешить», «Предоставить», «Одобрить» и т. д.
3. Изучение первых двух элементов порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, как предмета уголовно-исполнительного законодательства позволит сделать акцент еще на одном смежном вопросе: соотнести ключевые элементы двух антитез, составляющих единый процесс, – исполнении наказания и отбывании наказания. Если выражаться более точно, здесь уместнее говорить о порядке и условиях их реализации. Поэтому наряду с элементами уголовно-исполнительного процесса, обращенными к осужденному (в виде порядка отбывания наказания и условий отбывания наказания), следует идентифицировать такие его элементы, которые обращены к учреждениям и органам, исполняющим наказание. Речь идет о порядке исполнения наказания и условиях исполнения наказания.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ не устанавливает четкой градации по этим четырем составляющим. Например, в зависимости от вида наказаний обязанности осужденных закреплены в нормах, название которых не всегда соотносятся с их содержанием. Так, ст. 26 УИК РФ имеет наименование «Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ», ст. 40 УИК РФ – «Условия отбывания исправительных работ», в то время как ст. 60.4 УИК РФ имеет название «Порядок отбывания принудительных работ».
4. Исследование и изучение рассматриваемого предмета уголовно-исполнительного права может способствовать «наведению порядка» в отдельных сегментах уголовно-исполнительного законодательства РФ. Здесь следует остановиться на трех моментах . Во-первых, анализ уголовноисполнительного законодательства РФ показывает, что многие общественные отношения в процессе исполнения и отбывания наказаний являются с позиции наличия в них материальных норм пробельными. В этих общественных отношениях достаточно слабо или вовсе не установлен порядок деятельности учреждений, исполняющих наказания. Например, в УИК РФ не отражен порядок деятельности ИУ по охране и надзору за осужденными, порядок работы комиссий ИУ по применению к осужденным мер дисциплинарного воздействия и т. д. Думается, что в этом случае не мешала бы конкретизация и увеличение количества и качества норм закона. Яркий тому пример упомянутая нами в настоящей статье научно-теоретическая модель нового УИК РФ, подготовленная под научной редакцией В. И. Селиверстова. В ней количество статей Общей части УИК
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2020) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 27.12.2019) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
5. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (ред. от 23.04.2012) "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" // "Собрание законодательства РФ", 23.06.1997, N 25, ст. 2947.
6. Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189 (ред. от 31.05.2018) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 N 7139) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 46, 14.11.2005.
7. Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 01.04.2020) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2016.
8. Головастова Ю. А. Уголовно-исполнительное право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, система: дис. … д-ра юрид. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. 615 с.
9. Каданева, Е. А. Система исправительных учреждений // Уголовноисполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции, 9–10 ноября 2016 г. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016.
10. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2017. 328 с.
11. Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы совершенствования уголовно-исполнительного законодательства // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 1-2 (47-48). С. 56.
12. Уткин В. А. Уголовно-исполнительная деятельность и предмет уголовноисполнительного права // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2(24). С. 39–43.
13. Уткин В. А. Уголовно-исполнительная деятельность, ее субъекты и участники // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. «Правовые проблемы укрепления Российской государственности», 26–28 января 2017, Томск. Томск: Том. ун-т, 2017. С. 42–45.
14. Уткин, В. А. Проблемы теории уголовных наказаний: курс лекций. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018.
15. Уткин, В. А. Уголовно-исполнительная деятельность и предмет уголовно-исполнительного права // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров Н. А. Стручкова и М. П. Мелентьева, 27 апреля 2016 г. — Рязань: Академия права и управления, 2016.